Особый статус Калининградской области требует особого представительства федеральной власти
Институту президентских полномочных представителей недавно исполнилось десять лет -- президентский указ №849 «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» был подписан Владимиром Путиным 13 мая 2000 года. Как известно, до этого полпреды главы государства действовали в каждом российском регионе, но после указа были введены федеральные округа. На особом положении среди субъектов РФ осталась Калининградская область, в которой сохранено особое президентское присутствие. Все дело в конфликтогенности, огромным потенциалом которой обладает Калининградская область. Сложностей и нюансов здесь столько, что ресурс полпредства отнюдь не роскошь. Мало того, местная элита все чаще ведет речь о том, что нужен дополнительный ресурс и по линии правительства РФ -- вице-премьер по Калининградской области.
Ситуация в Калининградской области детально
рассматривалась Советом безопасности РФ под председательством Владимира Путина летом 2001 года. Тогда, в частности, договорились, что ответственность за решение проблем Калининграда несет исключительно Российская Федерация и что в Калининградской области можно отработать модели взаимодействия между Россией и Европой. Кроме того, была поставлена одна из задач, так и не решенная до сих пор, -- добиться наконец четкой координации работы министерств и ведомств в вопросах жизнеобеспечения области.
Ведомственная несогласованность не раз уже приводила к неприятным последствиям. Ожидалось, что главным итогом заседания Совбеза станет выработка основ федеральной политики в отношении Калининградской области. На том заседании Совбеза обсуждались различные варианты решения калининградской проблемы (назначить президентского представителя вместо выбираемого населением губернатора, создать восьмой федеральный округ специально под Калининградскую область), но все они были отвергнуты. Вместо этого в аппарате полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (сейчас этот пост занимает Илья Клебанов) тогда была учреждена должность специального заместителя, ответственного за Калининградскую область.
Первым заместителем полпреда по Калининградской области стал Андрей Степанов. В Калининграде было принято вполголоса говорить, будто он «из питерских», что, конечно, окружало его некоторым флером таинственности. В пользу этой версии, однако, работала биография г-на Степанова, родившегося в 1951 году в Ленинграде и руководившего там трестом столовых, управлением общественного питания Ленгорисполкома, комитетом торговли и продовольствия мэрии Петербурга. Питерскую госслужбу он покинул в 1996 году, возглавив Петербургскую топливную компанию. Во время административной реформы, когда на федеральном уровне была введена установка на минимум заместителей у высших руководителей, калининградский замполпреда превратился в простого помощника. Это было достаточно болезненно воспринято в регионе: неужели, мол, Москва решила меньше внимания уделять своей самой западной территории, раз снизила статус президентского назначенца. И довольно быстро ранг заместителя вернули.
С марта 2006 года должность замполпреда по Калининградской области занимает Александр Дацышин, выходец из крупного рыбопромышленного бизнеса, работавший прежде главным федеральным инспектором по Калининградской области, -- влиятельный в регионе человек, имеющий безусловное доверие со стороны полпреда Клебанова. При нем уходил прежний губернатор Владимир Егоров и руководство регионом перешло к Георгию Боосу, а сейчас решается вопрос о том, останется ли г-н Боос на второй срок.
Полпредства задумывались как одно из дополнительных звеньев для сохранения территориального единства страны. Для не имеющей непосредственных границ с «большой» Россией Калининградской области федеральное присутствие имеет особое значение. Здесь это настолько ощутимо, что муниципальные власти даже отказывались выполнить решение суда по демонтажу герба РФ со здания городской администрации, объясняя, что из-за этого пострадает связь с «материком». Поэтому за действиями аппарата замполпреда (как за представителем Кремля) тут наблюдают, пожалуй, еще пристальнее, чем за "телодвижениями" областных чиновников. Президентскому ведомству выпало играть роль арбитра или последней инстанции в различных сложных ситуациях. А их в Калининградской области достаточно -- от разработки стратегии развития региона до решения проблем обманутых дольщиков.
Российский эксклав обладает высоким конфликтным потенциалом, в развитии региона требуется учитывать не только внутригосударственные реалии, но и иностранный фактор. Очень много проблем возникает из-за территориальной оторванности области, большинство сложностей генерируют границы и все, что с ними связано. Например, изменение в 2009 году на федеральном законодательном уровне требований пожарной безопасности сильно ударило по мебельному и строительному бизнесу Калининградской области. Проблему пришлось решать в «ручном» режиме, задействовав в этом процессе первых лиц области. Г-н Дацышин обращался к полпреду Илье Клебанову, а губернатор Георгий Боос -- к федеральному министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу, ведомство которого явилось инициатором и разработчиком нового закона. В результате калининградская специфика была учтена и ситуация нормализована.
В 2004 году под руководством тогдашнего заместителя главы администрации президента РФ Игоря Шувалова (ныне -- первый вице-премьер) действовала группа по комплексному развитию Калининградской области. Затем в рамках межведомственной рабочей группы этим вопросом занимался президентский помощник Сергей Ястржембский. С их уходом калининградская тема ощутимо провисла. Недавние протестные выступления в Калининграде показали, что внимание федеральных структур к региону должно проявляться на постоянной системной основе. Это дает повод многим местным деятелям (депутатам, общественникам, экс-чиновникам) вести речь о необходимости введения куратора Калининградской области на самом верху (в администрации президента или в правительстве РФ) либо о придании губернатору вице-премьерских полномочий.
Вряд ли это будет сделано, но вот восстановление кадрового потенциала аппарата калининградского замполпреда, откуда сначала убрали должность главного советника, а затем и советника, представляется вполне реальным.