|
|
N°83, 18 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вдали от границ
НАТО ищет новые цели
Организации Североатлантического договора (НАТО) в будущем предстоит вести еще больше военных операций и на еще большем удалении от своих рубежей, чем ныне. Это следует из представленного вчера в Брюсселе проекта новой стратегии альянса 28 стран, подготовленного экспертной группой во главе с бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт. Этот концептуальный документ определяет важнейшие задачи НАТО на ближайшие десять лет. По замыслу североатлантических политиков, он должен служить основой для выработки новой стратегии для XXI века.
«НАТО должно быть подвижным и эффективным настолько, чтобы быть в состоянии действовать вдали от своих границ», -- отметила г-жа Олбрайт. Она пояснила, что для усиления политической воли альянса к проведению операций за пределами территорий стран -- членов НАТО организации следует убедить всех участников в том, что они будут надежно защищены.
Главным требованием новой стратегии НАТО остается принцип неприкосновенности территории самого альянса. Авторы проекта подчеркнули, что гарантия безопасности в случае нападения на одну из стран -- членов НАТО должна «заслуживать доверия». Это требование появилось в документе по настоянию прибалтийских и восточноевропейских государств. Надо сказать, что члены альянса видят угрозы по-разному. На одном полюсе стоят постсоветские балтийские республики, которые опасаются прежде всего российской военной мощи. На другом находятся старые члены НАТО, чей тон в отношении Москвы куда более благожелателен. Недавно германский экс-представитель в НАТО Ханс Фридрих фон Плетц (потом он был послом Германии в России) потребовал, чтобы альянс наконец-то определился, что является угрозой, а что нет. Лишь после этого, подчеркнул бывший высокопоставленный дипломат, можно будет прийти «к единому мнению о смысле НАТО».
Отдельной строкой в проекте сказано, что отношения НАТО с Россией «должны быть расширены»: «Хотя альянс не представляет угрозы для России и сама Россия не считается угрозой для НАТО, у обеих сторон и в дальнейшем будут сохраняться сомнения относительно намерений и политики друг друга». Готовившая документ экспертная группа рекомендовала наращивать сотрудничество с Россией в вопросах разоружения, противоракетной обороны, борьбы с пиратами и торговли наркотиками. После завершения российско-грузинского конфликта 2008 года контакты на уровне Совета Россия--НАТО вернулись в прежнее русло, и теперь, как отмечено в проекте концепции, этот орган должен стать «важным инструментом» взаимного сближения.
Правда, пределы этого сближения остались за рамками документа. В одном из своих недавних интервью общегерманскому общественному телеканалу ЦДФ постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин выразил недоумение по поводу того, почему руководство альянса не предлагает России перспективу вступления в НАТО. Хотя вероятность такого членства весьма незначительна, считает г-н Рогозин, такое предложение стало бы жестом доверия: «НАТО в своей новой стратегии придется ответить на этот вопрос».
Между тем трансатлантические стратеги давно, по крайней мере для самих себя, дали на него ответ. Еще в конце 1990-х годов корреспондент «Времени новостей» беседовал на тему потенциального членства России в НАТО с тогдашним министром обороны Германии Фолькером Рюэ. Собеседник был против. Его аргумент был прост: «Россией невозможно управлять из Москвы, а уж из Брюсселя и подавно».
«Доклад экспертной группы охватывает наиболее существенные моменты, указывает на главнейшие вызовы и содержит ясные формулировки для изменений», -- так отозвался о представленном проекте генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. На основе нынешних рекомендаций ему предстоит разработать официальное предложение по новой стратегии альянса, которая должна прийти на смену принятой в 1999 году. Ожидается, что в окончательном виде ее одобрит саммит НАТО в Лиссабоне в ноябре.
Дмитрий Рогозин сообщил журналистам, что российская сторона будет интересоваться новыми представлениями НАТО о «географии» деятельности альянса, а также готовностью НАТО признать верховенство международного права и исключительную роль в определении возможностей применять вооруженную силу, которой обладает лишь Совбез ООН. «Нам бы хотелось, чтобы НАТО в конечном счете признало, что Россия является крайне важным партнером, интересы которого должны учитываться Североатлантическим альянсом в полной мере», -- сказал г-н Рогозин. Он сообщил, что намеченное на 16 июня в Брюсселе заседание Совета Россия--НАТО на уровне послов будет посвящено обмену мнениями по стратегической концепции альянса.
Юрий ШПАКОВ, Берлин