|
|
N°81, 14 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я бы протянул Путину руку»
Виктор Янукович согласен объединить «Газпром» и «Нафтогаз Украины» 50 на 50
Президент Украины Виктор Янукович рассказал, как бы он ответил на публичное предложение российского премьер-министра Владимира Путина объединить «Газпром» и «Нафтогаз». «Если бы там был я, я бы протянул Путину руку и сказал: «Согласен -- 50 на 50», -- заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Но 30 апреля в Сочи рядом с российским премьером стоял глава украинского правительства Николай Азаров, который сначала промолчал, а потом через своего пресс-секретаря пообещал рассмотреть данный «экспромт». Поэтому оценить реакцию Владимира Путина на протянутую руку украинского президента общественности не довелось.
Впрочем, у президента Украины совсем скоро будет возможность протянуть руку Дмитрию Медведеву, который 17 мая приедет в Киев впервые с официальным визитом в качестве главы государства. Тем более что, по словам первого вице-премьера Украины Андрея Клюева, стороны не успевают к встрече президентов подготовить для подписания документы в сфере энергетического сотрудничества.
Три недели назад г-н Медведев приезжал в Харьков, и в его присутствии были заключены соглашения по газу и флоту. Украина получила 30-процентную скидку на газ (но не более 100 долл. с тысячи кубометров), а Россия продлила аренду военно-морской базы в Севастополе до 2042 года. Одновременно Киев пообещал всесторонне развивать экономическое сотрудничество с Москвой. Российское руководство рассчитывало быстро подписать соглашения в атомной энергетике (контракт на поставку топлива украинским АЭС и создание совместного предприятия полного цикла от производства до сбыта электроэнергии), долгосрочный контракт на транзит нефти через Украину, в том числе по трубе Одесса--Броды в реверсном режиме, оформить стратегическое партнерство в самолетостроении и судостроении. Но, получив скидку на газ (стала действовать с апреля), Киев спешить перестал и позволяет дерзкие высказывания об объединении «Газпрома», который стоит полторы сотни миллиардов долларов, и «Нафтогаза», с трудом избежавшего банкротства, на равных условиях.
Когда вчера г-н Янукович в радиоэфире сделал заявление об объединении компаний, в Москве только-только завершились первые консультации между главой «Газпрома» Алексеем Миллером и министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко. Председатель правления российского концерна обещал приступить к предметному разговору сразу после майских праздников, и украинская сторона подыграла ему -- консультации формально начались, хотя понятно, что говорить особо не о чем.
Вчера в британской Financial Times вышло интервью министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, который заявил, что правительство предпочитает сохранять дружеские отношения с Россией, однако не отдаст контроль над ее стратегическими активами в энергетической отрасли. «Мы сказали, что изучим это предложение, хотя, конечно, для полной интеграции компаний имеются существенные трудности. Мы не собираемся отказываться от контроля над «Нафтогазом», -- подчеркнул глава МИДа. -- Мы одобрим только то соглашение, которое будет отвечать нашим интересам и которое даст нам гарантии контроля над нашими активами на нашей территории, что является важным элементом нашего общего экономического развития».
По итогам встречи Алексея Миллера и Юрия Бойко «Газпром» распространил длинное, но неконкретное заявление, из которого ясно видно, что начало консультаций получилось не столь эффектным, как «экспромт» российского премьера. «Сегодня на встрече эти предложения (г-на Путина. -- Ред.) мы обсудили чуть более подробно, -- сказал г-н Миллер. -- Объединение «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» -- абсолютно прагматичное решение. Эта идея обусловлена общей историей развития газовой отрасли наших стран, в частности единым газотранспортным комплексом, созданным еще во времена СССР. Поэтому естественно, что модернизация ГТС Украины должна идти в тесной увязке с развитием единой системы газоснабжения России».
Глава «Газпрома» еще раз напомнил, что «любая труба является ценным активом, только если она заполнена газом». Москва пугает Киев тем, что с запуском газопроводов «Северный поток» (уже строится) и «Южный поток» (Алексей Миллер опять пообещал ввести его до 31 декабря 2015 года) украинская ГТС потеряет ценность, так как загружать ее будет нечем. Но предложение по «Нафтогазу», по его словам, никак не связано с идеей международного газотранспортного консорциума, которую теперь активно продвигает украинское руководство. В частности, г-н Азаров вчера заявил, что договорился с г-ном Путиным в Сочи завершить к июлю переговоры о совместной с Россией и Евросоюзом модернизации ГТС Украины.
А г-н Янукович вчера сообщил, что его не пугает строительство трубопровода «Южный поток»: «Если это способ давления на Украину, то мы это понимаем. А если это конкурентная борьба, то мы к ней готовы. Модернизация газотранспортной системы Украины обойдется в 500--600 млн долл. (ранее соответствующая программа оценивалась в 2,5--3 млрд долл. -- Ред.). И мы готовы привлекать к этому проекту как Россию, так и Евросоюз».
Впрочем, это бравада. Модернизация и развитие украинской ГТС действительно намного дешевле строительства обходных маршрутов, но без гарантий загрузки российского газа (а пока их нет), это еще более бессмысленная трата сил и денег, чем «Южный поток». И Москва собирается воспользоваться этим козырем для получения максимального количества уступок от Киева, не говоря уже о том, что по результатам сделки «скидка на газ в обмен на военно-морскую базу в Крыму» долг Украины перед Россией может составить несколько десятков миллиардов долларов.
Алексей ГРИВАЧ