|
|
N°132, 25 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роджер продолжает веселиться
Пиратство остается выгодным бизнесом и в ХХI веке
За последние годы термин «пиратство» потерял в обыденном сознании романтический ореол (бригантины, пиастры, попугай на плече) и сегодня больше ассоциируется с «Горбушкой» и бульдозером на груде пиратских CD. Между тем, как сообщает базирующаяся в Куала-Лумпуре международная организация International Maritime Bureau (IMB), за первые шесть месяцев 2002 года совершено 171 реальное пиратское нападение (чуть больше, чем в прошлом году), 6 моряков убиты, 23 пропали без вести.
Самые опасные для мореплавания районы -- акватория Индонезии (13 тысяч островов являются идеальным укрытием для пиратов, тяжелое экономическое положение -- питательной средой), Малаккский пролив (судоходный трафик -- до 600 судов в день), воды Индии, Бангладеш, южные районы Красного моря. Особого упоминания IMB удостоилось Сомали: «ни одно судно не должно проплывать ближе чем в 50 милях от побережья Сомали». В 2001 году судно «Принцесса Сара» с украинско-ливанско-египетским экипажем из-за проблем с мотором замедлило ход, было взято на абордаж сомалийскими боевиками, потребовавшими 200-тысячный выкуп. В Африке неспокойно у берегов Нигерии, в Южной Америке -- в Эквадоре и Бразилии. Совсем недавно на Амазонке местные пираты убили преемника Жака Ива Кусто новозеландца Питера Блейка: он имел неосторожность стать на якорь возле столичного города Макапа (штат Амапа). Парагвайские пираты отчаянно орудуют на пограничной с Аргентиной реке Парана, награбленный груз сои продается перекупщикам на берегу. По мелочам промышляют в Эгейском море албанцы, нападая на прогулочные яхты.
Пиратов в Южно-Китайском море больше интересуют нефтетанкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Все чаще суда захватываются, чтобы потребовать выкуп, кроме того пиратов интересует содержимое судовых сейфов. Но больше популярен традиционный метод: груз продается или выбрасывается за борт, а само судно, перекрашенное, переименованное, с новыми документами, оказывается у иного хозяина (японское судно с грузом алюминия, пропавшее в 1998 году в Малаккском проливе, было впоследствии найдено в одном из китайских портов; экипаж пропал без вести). Нефть с танкера перекачивается, а сам танкер без экипажа (его уничтожают или высаживают на шлюпках) направляется в свободное плавание. До недавнего времени этого опасались из-за возможной экологической катастрофы. После 11 сентября никто не может исключить использования танкера с грузом горючего или сжиженного газа в виде гигантской управляемой торпеды.
Ранее пиратов традиционно вздергивали на рее. Сегодня морские державы принимают разные меры для борьбы с современными Дрейками. Пару лет назад в Китае казнены 13 пиратов -- в районе Гонконга они захватили панамский сухогруз Cheung Son, 23 члена экипажа были убиты, тела выброшены за борт, груз продан за 300 тысяч долларов. Крупная голландская компания создала и разместила на Филиппинах спецотряд наемников (225 человек) для борьбы с пиратами. Индия стремится модернизировать военно-морской флот (в этом ей помогает Россия), пытается договориться с соседями о совместном патрулировании Япония. Постановление о защите морского судоходства от незаконных актов подписал в 2000 году Владимир Путин. Пик пиратских нападений на российские суда пришелся на 1993 год -- 28, после этого ежегодно фиксируется два-три столкновения российского флага с «веселым Роджером».
Андрей ЗЛОБИН