Сегодня в туркменском городе Ташауз начнет свою работу Народный совет Туркменистана. По сведениям «Времени новостей», среди вопросов, которые будут там обсуждаться, один выглядит совершенно деликатным. Речь идет о проблеме продления президентских полномочий президента страны Гурбангулы Бердымухамедова
(на снимке).
Два месяца назад начался отсчет последнего года этих полномочий. Бердымухамедов был избран главой государства на четырехлетний срок 11 февраля 2007 год и спустя три дня вступил в должность президента. Выборы выглядели альтернативными. Бердымухамедову, исполнявшему на тот момент обязанности президента после безвременной
кончины 21 декабря 2006 года Сапармурата Туркменбаши Великого, составляли конкуренцию еще пять тщательно отобранных кандидатов. Всех их объединял основной пункт предвыборной программы -- безусловная поддержка курса внутренней и внешней политики усопшего. Но это им не помогло. Победу с результатом 89,23% одержал г-н Бердымухамедов. Вскоре после этого в Туркмении началась «эпоха великого возрождения», а президент объявлен ее лидером.
Затем в стране была принята новая конституция, президентский срок был увеличен с четырех до пяти лет, зато было снято ограничение в два президентских срока, на которые мог избираться один человек. Разумеется, в эпоху «алмазного венца туркменского народа», как официально называли Туркменбаши, это ограничение не имело никакого значения -- он был признан фактически пожизненным президентом.
Ныне же, несмотря на полное право г-на Бердымухамедова баллотироваться на следующий президентский срок, возникла проблема. Во-первых, как трактовать этот срок. Ведь согласно новой конституции его можно признать снова первым. Эту нехитрую уловку применяли практически все лидеры центральноазиатских стран, стремясь увековечить свое пребывание у власти.
Что касается Туркмении, то здесь возникает своя специфика. Если на выборах 2007 года г-н Бердымухамедов мог позволить себе иметь соперников, ведь тогда он и сам был новой фигурой, то теперь такое невозможно представить. У лидера «эпохи великого возрождения» не может быть соперников по определению, иначе какой же он лидер? С другой стороны, в отличие от предшественника президент Туркмении претендует на звание современного цивилизованного правителя, уважающего международные нормы, предусматривающие альтернативные выборы, многопартийность, независимые СМИ.
Кроме того, в последние недели стало известно об изменении концепции по работе в Центральной Азии такой важной для Ашхабада международной структуры, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), от которой зависит финансирование строительства Транскаспийского газопровода, имеющего важное значение для Туркмении. Кроме того, в ст. 1 устава ЕБРР ясно сказано, что он работает только со странами с плюралистической политической системой. Более строгими становятся требования ЕБРР и по соблюдению прав человека в таких странах.
Так или иначе, но головоломку -- как обойтись без альтернативных выборов, но при этом сохранить лицо -- предстоит решать сегодня Народному совету. Ситуация отягощается тем, что в Туркмении до сих пор не существует закона о выборах президента. В нем просто не было необходимости. И это несмотря на то, что согласно ст. 52 конституции страны «порядок избрания президента Туркменистана и вступления его в должность устанавливается законом». Точно так же нет и законов о политических партиях и о СМИ. С этой точки зрения продекларированная г-ном Бердымухамедовым готовность допустить многопартийность и даже существование оппозиционной партии -- «аграрной или еще какой-нибудь политической партии» -- не слишком впечатляет.
По какому сценарию будет проходить сегодня дискуссия на Народном совете в Ташаузе, сказать трудно. Скорее всего по вполне традиционному. Как и в прошлом году, может выступить главный инициатор славословий в адрес президента -- глава ЦИК Туркмении Мурад Каррыев и в очередной раз предложить «поддержать всенародную инициативу о присвоении Гурбангулы Бердымухамедову высокого звания Героя Туркменистана». А может и в развитие этой идеи инициировать референдум о продлении президентских полномочий лидера. Ведь ему все равно не может быть равных.