|
|
N°80, 13 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейские обновки
После первых сходов на старте чемпионата Виталий Петров планировал набрать свои первые очки по возвращении на европейские трассы. Но уже в Китае наш пилот провел блестящую гонку и перевыполнил план, открыв свой лицевой счет в личном зачете «Формулы-1». Поэтому в Барселону Виталий прибыл уже без внушительной психологической ноши, которая становилась все тяжелее с каждой новой неудачей. Тем более что трасса Каталуния--Монтмело ему была отлично знакома по выступлениям в младших гоночных сериях, а в 2006 году Виталий, выступая в «Евросерии-3000», сумел даже победить.
Но все пошло наперекосяк в субботней тренировочной сессии. Ночью прошел столь редкий в это время года на юге Испании дождь, и хотя трасса к утру высохла, в углублениях поребриков вода еще не успела испариться. В одну из таких лужиц и въехал «Рено» Петрова, после чего стал неуправляем. Последствия удара о заграждение оказались печальными: кроме разбитых элементов шасси, которые можно поменять с относительной легкостью, поврежденной оказалась коробка передач. Ее замена в соответствии с регламентом обошлась гонщику потерей пяти стартовых мест. Таким образом, показав не самое плохое (14-е) время в квалификации, Виталий вынужден был начать гонку из последних рядов. Еще обиднее, что Петрову так и не удалось опробовать новинки, которые команда разработала для первой европейской гонки. Ожидалось, что изменения позволят значительно прибавить в скорости, но на их обкатку россиянину времени уже не оставалось. Гран-при Испании, пришедшийся как раз на День Победы, победным для нас не стал, но Петров сражался до конца. Финишировав 11-м, всего в шаге от очковой зоны, Виталий запомнился, пожалуй, лишь небольшим выигранным сражением за место с Камуи Кобаяши. Впрочем, гонки в Барселоне редко искрят яркими моментами.
Не только в «Рено» велась работа над усовершенствованием шасси. Практически все команды внесли в конструкции своих болидов изменения. Порой вынужденные. Так, ФИА запретила установку зеркал заднего вида на боковых понтонах. Некоторые команды, среди которых оказались и лидирующие в чемпионате «Ред Булл», и «Феррари», использовали такие крепления зеркал в качестве дополнительного аэродинамического элемента. И хотя подобная компоновка не нарушала технический регламент, но из-за сильной вибрации видимость в зеркалах сильно снижалась, что стало причиной нескольких потенциально опасных ситуаций во время квалификационных заездов. Федерация потребовала перенести крепления на монокок. И к испанской гонке всем командам пришлось эти требования выполнить. Само собой, это сказалось на аэродинамике шасси, самом сложнопредсказуемом факторе при разработке гоночных машин. Но, похоже, потери от этой переделки оказались небольшими. Пилоты «Ред Булл» Марк Уэббер и Себастьян Феттель разыграли победу в гонке еще в квалификации: обладатель поула выигрывал Гран-при Испании девять лет подряд. Поэтому для Марка Уэббера стать десятым в этом списке оказалось делом техники.
Техника австралийца не подвела, хотя на последних кругах и ему пришлось сильно поволноваться за сохранность покрышек. Еще на первой гонке в Бахрейне многие пилоты жаловались на чрезмерную изнашиваемость резины, разработанной «Бриджстоуном» для этого сезона. Японские шинники прислушались к жалобам и подготовили более жесткие смеси. Но полноценно опробовать их на последующих трех этапах не позволили погодные условия. Только в Барселоне выдалась по-настоящему сухая гонка. И сразу всплыла старая проблема с резиной. Феттелю пришлось дважды менять покрышки, из-за чего он чуть не лишился подиума. Если бы Льюис Хэмилтон также решился на еще один пит-стоп, возможно, его «Макларен» и дотянул бы до финиша. Но англичанин рискнул и вопреки пословице шампанского лишился. В итоге к восторгу испанских болельщиков между двумя «красными быками» в призовую тройку затесался алый «жеребец» под седлом кабальеро Фернандо Алонсо.
В «Феррари», к слову, доработали к Барселоне свою версию такого же хитрого воздуховода, моду на который ввел «Макларен». Сейчас это устройство, позволяющее влиять на интенсивность воздушного потока, попадающего на заднее антикрыло, уже используют в «Заубере», «Уильямсе» и «Мерседесе». Работают над ним и в «Ред Булл». В отличие от английских коллег, которые предусмотрели ножное управление воздуховодом (пилоты во время гонки зажимают отверстие, через которое направляется воздух), итальянские инженеры сделали конструкцию на «ручной тяге». Гонщики «Феррари» вынуждены одну руку прижимать к воздуховоду и управлять машиной другой рукой. При этом, естественно, возникают проблемы с безопасностью. К тому же дальнейшее развитие этой идеи грозит вылиться не только в новые причудливые решения, но и в значительные финансовые затраты. Которые к тому же никак не могут быть оправданы технологически: разработка чего-то подобного для применения вне «Формулы», например для дорожных автомобилей, не имеет смысла. Поэтому на очередном собрании ассоциации команд «Ф-1» (ФОТА) большинство проголосовало за запрет воздуховодов в следующем сезоне.
Радикальнее всего поменялся «Мерседес». Михаэль Шумахер, возвращаясь после трехлетнего перерыва в «Большой цирк», явно не рассчитывал на роль печального клоуна. Побитый в Шанхае даже российским новичком Красный Барон навалился на конструкторский отдел всем своим семикратным авторитетом, и в Испанию немцы привезли даже не обновленное, а совсем новое шасси. Увеличенная колесная база, более приземистый моторный кожух, необычного вида воздухозаборники над головой гонщика -- наиболее заметные изменения, появившиеся на «Мерседесе». То, что все новшества разработаны под Михаэля, стало понятно после квалификации, в которой он впервые с начала чемпионата сумел опередить своего молодого партнера. В гонке Росберг продолжал испытывать проблемы и выпал из очковой зоны. Испанское фиаско отбросило Нико со второго места в личном зачете на пятое. Михаэль же, напротив, был быстр и боевит, сумев обогнать действующего чемпиона и лидера сезона Дженсона Баттона, и финишировал на четвертом месте. Похоже, что, пойдя навстречу своему именитому пилоту, в «Мерседесе» перестарались и испортили неплохо складывавшийся сезон молодому Росбергу.
Уже сегодня начинаются тренировочные заезды Гран-при Монако. Этот этап всегда был особенным. Вряд ли на узких городских улочках преимущество «Ред Булл» будет столь же заметным, как на стационарных автодромах. И предсказать, кто в воскресенье получит из рук князя Альберта II самый престижный трофей в мире автоспорта, весьма сложно. Пилоты «Макларена» Баттон и Хэмилтон первенствовали здесь два последних года. Алонсо выигрывал здесь за рулем и «Рено», и «Макларена». Если ему удастся сделать это еще и в «Феррари», которая, между прочим, не может победить в Монте-Карло с 2001 года, испанец станет одной из легенд этой гонки. Как уже стал пятикратный ее покоритель Михаэль Шумахер. До повторения рекорда «короля» Монако Айртона Сенны немцу не хватает одной победы.
Дмитрий СИТНИК