Прекратив полномочия управляющего директора Shtokman Development Юрия Комарова за игнорирование директив главного акционера
(см. «Время новостей» от 19 апреля), «Газпром» самостоятельно создает техническую концепцию разработки Штокмановского месторождения. И хотя, как сообщает пресс-служба, на совещании 7 мая у зампреда правления концерна Александра Ананенкова речь шла о технологиях добычи и транспортировки газа в рамках второй и третьей фаз освоения, которые «Газпром» пока собирается реализовать своими силами, понятно, что в значительной мере это касается подготовки технического решения для первой стадии.
По итогам мероприятия, на котором рассматривались предпроектные изыскания ООО «Газпром добыча шельф» (на его балансе находится лицензия на Штокмановское месторождение), профильным подразделениям и «дочкам» концерна было поручено провести экспертизу предложений «для определения оптимальных технико-технологических решений» в рамках освоения месторождения. Представителей Shtokman Development на совещание даже не пригласили.
По информации "Времени новостей", совещание состоялось в преддверии намеченного на 19 мая совета директоров Shtokman Development, где будет рассматриваться кадровый вопрос. Официальное назначение нового главы компании пока не произошло, так как прежний, г-н Комаров, еще находится в отпуске. Его обязанности исполняет заместитель по техническому проектированию Эрве Мадео, делегированный французским партнером. Главным претендентом источники газеты называют замгендиректора компании "Газпром добыча шельф" по финансам Алексея Загоровского.
Напомним, что в феврале «Газпром» (51%) вместе с иностранными партнерами -- французской Total (25%) и норвежской Statoil (24%) -- отложил принятие финального инвестиционного решения по первой фазе еще на год, до конца марта 2011-го. За это время Shtokman Development должна подготовить устраивающее всех акционеров технико-экономическое обоснование проекта. Пока ей этого не удалось. Предложенная компанией специального назначения концепция двухфазной транспортировки сырья (газ плюс конденсат) на берег по 600-километровому трубопроводу вызвала острую критику со стороны специалистов ООО «Газпром добыча шельф». Они настаивали, что нужно готовить газ к транспорту на специальной плавучей платформе и с нее же отгружать конденсат на экспорт. Это снизило бы риски закупорки подводной трубы и уменьшило капитальные затраты по проекту. Shtokman Development настаивала на том, что перерабатывающие мощности и хранилище конденсата на платформе создают опасность пожара.
Тем не менее в конце концов глава «Газпрома» Алексей Миллер согласился, что SD не сделала достойного анализа альтернативных вариантов. А после того как г-н Комаров открыто заявил, что не собирается менять техническую концепцию, с ним не стали продлевать трудовой контракт.
Первая фаза освоения предполагает создание подводного добычного комплекса на 23,5 млрд кубометров, плавучей платформы, трубопровода на сушу. Сейчас проектирование идет с прицелом на то, что «Газпром» выкупит весь объем газа для поставок по своей газотранспортной системе. До последнего времени предполагалось, что половина газа будет сжижаться и продаваться российскому концерну в виде СПГ. Однако из-за неопределенности на американском рынке решение о строительстве завода по сжижению будет приниматься отдельно (до конца 2011 года), если позволит конъюнктура. Начало добычи намечено теперь на 2015--2016 годы, а через 25 лет созданная консорциумом инфраструктура должна быть передана «Газпрому» на безвозмездной основе.
«Газпром добыча шельф» как владелец лицензии по долгу службы проводит подготовку по второй и третьей фазам освоения «Штокмана», которые должны довести добычу на месторождении до 70 млрд кубометров в год.