|
|
N°132, 25 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отличия без различия
На выставке Сергея Чиликова в Московском Доме фотографии
Сергей Чиликов -- философ среди фотографов и фотограф среди философов -- известен как большой оригинал, автор множества странных фотографий и еще более странных философских сочинений. Новостью его творчество считать трудно, поскольку фотографирует Чиликов подольше, чем некоторые живут, да и сам не мальчик -- почти пятьдесят. Но образ странствующего философа из Йошкар-Олы настолько колоритен, что от него поневоле ожидают чего-то особенного. Тем более что совсем недавно Чиликов успешно поучаствовал в престижном фотографическом фестивале в Арле, а весной произвел фурор на последней Фотобиеннале. Злые языки утверждают, что в Арле запомнился Чиликов не только своим оригинальным творчеством, но и широкой душой, то есть полным соответствием заграничным представлениям о русском человеке -- много выпивал и даже падал в фонтан. Предпоследнее выступление Чиликова в Москве весной на биеннале также вызвало небольшой скандал. Фотографии простецких обнаженных теток, позирующих в смелых эротических позах в привычной антисанитарной обстановке то ли сарая, то ли барака, на слабонервных и неподготовленных зрителей производили впечатление посильнее книжек Сорокина. Правда, лишенный рекламной поддержки «Идущих вместе», тот скандал давно увял и забыт. А те, кто надеялся на продолжение, просчитались. Нынешние карточки лишены какой-либо другой, кроме строительной, телесности. В полном соответствии с причудливой архитектурно-пространственно-градостроительной концепцией проекта Юрия Аввакумова «24+». Наверное, все дело в плюсе. И куратор, и фотограф устали от жары и напряженного выставочного графика. А потому Чиликов просто прошелся по точкам давних съемок первомайской демонстрации 1984 года в родной Йошкар-Оле -- спустя 18 лет, 1 мая 2002-го, -- и щелкнул «в том же месте в тот же час». Только поменял черно-белую пленку на цветную. Простота сего замысла была смело обозначена на открытии выставки как гениальная, поскольку больше такое никому в голову (из-за простоты же) прийти никак не могло.
Во-первых, не только могло, но и приходило. Снимали и те же места, и тех же людей, и даже тех же людей в тех же местах. Во-вторых, неизменность йошкар-олинских пейзажей, конечно, штука занятная, все же 18 лет прошло, но уж слишком тоскливая. Игра в «найдите десять отличий» явно не удалась просто за неимением таковых, а философские категории времени и пространства, а также «различия как такового» растворились в жарком мареве.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ