«Реликт «холодной войны»: не пора ли отменить поправку Джексона--Вэника для России?» -- под этим названием прошли слушания в комитете по внешней политике конгресса США, на которых обсуждалась судьба знаменитой поправки. Принятая конгрессом в 1974 году, эта поправка к американскому закону о торговле увязывала предоставление странам социалистического лагеря режима наибольшего благоприятствования в торговле с США с проблемой свободы эмиграции для граждан этих стран. Это была инициатива сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника, в реальности направленная на то, чтобы заставить руководство СССР разрешить свободную эмиграцию советских евреев на историческую родину, в Израиль.
Сегодня уже канул в Лету Советский Союз, а между его правопреемницей
Россией и Израилем существует безвизовый режим. Однако эта поправка все еще жива. Она еще действует в отношении России, а также Белоруссии, Туркмении и Узбекистана в отличие от остальных постсоветских государств. Последней страной, в отношении которой конгресс США отменил ее действие в 2006 году, была Украина. Впрочем, фактически поправка не работает уже с 1992 года, ее действие в отношении России ежегодно отменяется специальным распоряжением президента США. Однако она остается символом сохраняющегося недоверия в российско-американских отношениях.
Слушания, состоявшиеся 27 апреля, напоминали игру в одни ворота. Среди полутора десятков конгрессменов и приглашенных экспертов нашелся лишь один, кто выступил за сохранение «наследия» Джексона--Вэника. Дэвид Саттер, бывший журналист, а ныне сотрудник Института Хадсона, заявил, что «ситуация в России, несомненно, лучше, чем в СССР, но это не значит, что она идеальна», и призвал «не приносить поправку в жертву сомнительной перезагрузке».
Конгрессмен Билл Делахант, глава подкомитета по терроризму, нераспространению и торговле, подчеркнул, что Россия полностью прекратила репрессии, против которых выступали Джексон и Вэник. «Настало время действовать», -- сказал он, напомнив, что поправка отменена даже в отношении коммунистического Китая. «Поправку следовало отменить еще 20 лет назад. Россия -- свободная страна. Пусть она не идеальна с точки зрения США, но она свободна!» -- не менее эмоционально заявил на слушаниях бессменный организатор Всемирного российского форума в Вашингтоне Эдуард Лозанский.
Работа этого ежегодного форума и слушания в конгрессе проходили примерно в одно и то же время, а потому участники этих мероприятий отчасти были одни и те же. Проблема отмены поправки стала популярной темой дискуссий. Забавно было наблюдать, как чуть ли не все высокопоставленные американские гости форума готовы были едва ли не клясться, что «жизнь положат» за это дело. Сенатор Карл Левин обещал «продолжать борьбу за отмену поправки, это будет честно», а конгрессмен Билл Делахант уверял, что «сделает все» ради этого. То же говорили бизнесмены, политологи. Еще забавнее будет, если все эти замечательные люди будут повторять свои клятвы год спустя, ведь иначе придется говорить о погоде, поскольку риторические упражнения на эту тему остаются единственными, где россияне и американцы согласны друг с другом.
Все остальное вызывало яростные споры. Ну разве что за исключением оценок
подписанного 8 апреля президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой нового Договора по СНВ. «Это высшая точка отношений между Россией и США после «холодной войны», -- сказала заместитель госсекретаря США Эллен Таушер. -- Семь лет до этого не было никаких переговоров, и теперь мы снова учимся слышать друг друга». Проблемы системы противоракетной обороны (ПРО), иранской ядерной программы и отношение к войне на Кавказе в августе 2008-го -- эти узлы американцы и россияне развязать еще не в состоянии.
Но, как уверял заместитель помощника госсекретаря США Дэниел Рассел, популярность США в России в последнее время выросла на 16 пунктов, а спустя 14 месяцев после объявленной в Женеве госсекретарем США Хиллари Клинтон и главой МИД России Сергеем Лавровым «перезагрузки», она стала реальностью. Свидетельством тому, по его словам, стало «афганское» партнерство России и США. Состоялось уже более 600 полетов в Афганистан американских самолетов над российской территорией. Но затем Рассел заметил, что американцев «обескуражил» односторонний выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. И то, что в России «никого не наказали» за убийство девяти журналистов в 2009 году. Еще он вспомнил о «российской интервенции в Грузии».
Это вызвало гневную отповедь Георгия Мурадова, главы внешнеэкономического департамента правительства Москвы: «Уместно ли здесь говорить об этом, как и вообще о демократии в России, ведь тогда можно поговорить и о проблемах в США!» Аудитория в одном из зданий сената США замерла в заинтересованном ожидании. И не обманулась. «Как может меньшинство населения избирать президента? «Один человек -- один голос» -- это основа демократии!» -- возмущался г-н Мурадов. Никто в зале не посмел оспорить этот принцип, и сподвижник московского мэра неожиданно перешел к абхазскому вопросу, еще ни разу не обсуждавшемуся на форуме. «Абхазия всегда была независимым государством! Кто виноват в том, что Сталин включил ее в состав Грузии?» -- негодовал оратор. Но ответа опять не получил и завершил тему на оптимистической ноте: «Абхазия еще много веков будет самостоятельным государством!»
После этого г-н Мурадов несколько успокоился и вернулся к своим профессиональным делам. И еще раз ему удалось поразить воображение аудитории, на этот раз сообщением о том, что российские инвестиции в США вдвое превышают американские инвестиции в Россию. Но тут нашлись возражающие. «У меня обратные данные: 17 млрд долл. американских инвестиций в Россию против 8 млрд в США», -- заметил президент Американо-российского делового совета Эд Верона.
Не менее интересной оказалась и дискуссия вокруг проблемы ПРО. Г-жа Таушер ушла от конкретного ответа на вопрос г-на Лозанского, возможно ли создание совместной американо-российской системы ПРО. Не стала она углубляться и в полемику, которую пытался навязать ей директор российского Института США и Канады Сергей Рогов: «Если мы с США союзники, то где мы должны сбивать запущенные в вашу сторону иранские ракеты и вообще собираются ли американцы делиться с нами новыми технологиями, использующими кинетическую энергию?» Замгоссекретаря, похоже, даже немного растерялась от такого напора: «Еще рано отвечать на такие вопросы, но, конечно, хотелось бы, чтобы наши друзья перехватывали эти ракеты...»
И тогда российский эксперт по ПРО генерал Владимир Дворкин обострил проблему: «Я не верю, что Иран создаст межконтинентальные ракеты. Но если предположить реальность этого, должны ли мы рисковать Москвой или пропускать дальше, чтобы США сами их сбивали?» Вопрос повис в воздухе. Генерал Дворкин, похоже, на иное и не рассчитывал. Он был скептичен относительно планов нового сотрудничества в области разоружения и вспомнил, как в 1993 году проводил на эту тему семинар в американской «Рэнд корпорейшн». Там он говорил, что Россия может достичь с США таких же ответственных отношений, какие существуют у них с Британией или Францией. «Нет-нет, отвечали американцы, не надо, как с Францией... Вот какие были у нас надежды», -- с грустью сказал генерал.
«Где центр обмена информацией в системе раннего предупреждения о ракетном нападении, о создании которого Москва и Вашингтон договорились еще 12 лет назад? Почему прекратили проведение совместных компьютерных учений?» -- спрашивал г-н Дворкин. Вопросы где-то риторические. Впрочем, открывая форум, на них ответил посол России в США Сергей Кисляк: «Огромное недоверие все еще определяет отношения между нашими странами». Сообщив это, дипломат не стал слушать, как это печальное обстоятельство объясняют американские коллеги, и покинул мероприятие.