|
|
N°76, 05 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспромт платежом красен
Владимир Путин напомнил Украине, что победитель в газовой войне хочет получить все
Идея объединения «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» -- а по сути, бескомпромиссного поглощения украинского концерна российским монополистом -- из уст Владимира Путина прозвучала накануне майских праздников как гром среди ясного неба. Завершая заявление для прессы после заседания межправительственного комитета по экономическому сотрудничеству, премьер-министр России торжественно сообщил: «Я проинформировал Николая Яновича (Азарова. -- Ред.) о том, что сегодня мной подписано постановление правительства Российской Федерации об обнулении вывозной таможенной пошлины на газ. Так что все необходимые условия для запуска достигнутых договоренностей имеются». И продолжил еще одним предложением, «над которым можно подумать»: «Мы говорили об интеграции в ядерной сфере, и мы готовы то же самое сделать в газовой -- объединить «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины».
На этом общение со СМИ закончилось. Г-н Азаров позднее передал через своего представителя, что правительство Украины будет «рассматривать экспромты и изучать конкретные предложения». А глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал перейти к предметным консультациям после майских праздников. Реакция украинской оппозиции была легко предсказуемой. И экс-президент Виктор Ющенко, и экс-премьер Юлия Тимошенко назвали поглощение «Нафтогаза» шагом к потере независимости Украины.
Решение России предоставить 30-процентную скидку (но не более 100 долл. за тысячу кубометров) за счет отказа от взимания экспортной пошлины при поставках на Украину поставило Киев в двоякое положение. С одной стороны, план снизить цену на российский газ, чтобы позволить себе не повышать цены на внутреннем рынке и при этом остановить падение в финансовую пропасть «Нафтогаза» и украинской казны (так как «Нафтогаз» на 100% принадлежит государству) был первоочередным пунктом внешнеполитической повестки новой власти во главе с президентом Виктором Януковичем.
С другой стороны, очевидно, что такая услуга не может быть бесплатной. Обещание возродить газотранспортный консорциум Москва брезгливо проигнорировала. Продление срока пребывания российской военной базы в Севастополе на 25 лет, несмотря на официальные заявления, явно не тянуло на равноценный обмен. Как объяснил на прошлой неделе министр энергетики Сергей Шматко, деньги сверх суммы, которую Россия должна уплатить за аренду базы в Крыму (около 100 млн долл. ежегодно), «подлежат учету нарастающим итогом и представляют собой прямые международные обязательства Украины перед РФ». Киев из финансовой пропасти угодил в долговую яму -- сумма газовой скидки за период действия контракта (до 2019 года) может составить до 39 млрд долл. Для сравнения: весь госдолг страны по состоянию на январь этого года был 37,7 млрд долларов.
Список предложений Москвы о том, как Украина будет рассчитываться, был представлен в конце прошлой недели в Сочи. «Мы действительно можем воплотить в жизнь масштабную повестку дня, -- говорил г-н Путин. -- Запустить крупные совместные проекты в промышленности, энергетике, авиации, в сельском хозяйстве, телекоммуникациях и на транспорте... В частности, многообещающей представляется интеграция наших ядерных комплексов. На заседании комитета мы изложили конкретные предложения российской стороны в этой сфере. Речь, на наш взгляд, может идти о создании крупного совместного холдинга, объединяющего отрасли атомного машиностроения, топливного цикла и атомной генерации».
На протяжении всего хода переговоров было заметно, что именно ядерная интеграция является основным предметом интересов российской стороны. Но и Украина проявляла упорство, соглашаясь на предложения в сфере снабжения АЭС топливом, но отвергая объединительные инициативы. И тут Владимир Путин предлагает распространить этот явно еще не сложившийся интеграционный опыт на газовую сферу, самую политизированную и взрывоопасную.
Более того, «Нафтогаз» находится в предбанкротном состоянии. Имеет колоссальную задолженность (около 6 млрд долл. перед иностранными кредиторами и госбанками) и риски материализации претензий еще на несколько миллиардов долларов от швейцарского трейдера RosUkrEnergo. При этом госкомпания не владеет газопроводами и нефтепроводами, а только управляет госсобственностью по поручению правительства. По нынешнему законодательству в случае продажи «Нафтогаза» договор на управление должен быть аннулирован. То же самое касается нефтепроводов. Есть, конечно, активы по добыче примерно 15--16 млрд кубометров газа в год и контрольный пакет (без права управления) в «Укрнафте». Но при таких долгах и существующей системе регулирования внутренних цен на газ они вряд ли могут значительно перевесить долги компании. Отдавать «Нафтогаз» бесплатно Украина не станет, а «Газпром», естественно, не будет переплачивать за опустошенную компанию.
В этих условиях анализировать экономическую составляющую сделки бессмысленно. Но можно долго рассуждать о политическом замысле -- от желания «поддавить» контрагентов в переговорах по другим направлениям до попытки отвлечь огонь критики с реально обсуждающихся сделок на политически острое «пугало» поглощения «национального достояния» Украины.
Алексей ГРИВАЧ