|
|
N°76, 05 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Недопустимо, чтобы каждая страна делала то, что хочет»
Вулкан приблизил «открытое небо»
Министры транспорта стран Евросоюза встретились вчера в Брюсселе, чтобы изучить уроки авиатранспортного паралича, случившегося на континенте в середине апреля из-за извержения исландского вулкана Эйяфьядлайокудль. Как будто специально к министерской встрече вулкан выпустил новое облако пепла, которое на несколько часов закрыло воздушное пространство Ирландии и северной части Великобритании.
Министры, представляющие Германию и Францию, потребовали от коллег выработать единые для всего Евросоюза нормы безопасности полетов при выбросах вулканического пепла в атмосферу. Таким образом, история с исландским вулканом может ускорить процесс формирования единого воздушного пространства ЕС.
Между тем экономические потери от извержения Эйяфьядлайокудля 14--19 апреля, по данным Еврокомиссии, озвученным вчера, могут составить 1,5--2,5 млрд евро (2--3,3 млрд долл.). Эта сумма включает в себя убытки и упущенную выгоду авиакомпаний, а также связанных с ними компаний, в частности туристических агентств. Упущенную выгоду самих авиаперевозчиков Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ранее оценила в 1,7 млрд долларов.
По словам министра транспорта Германии Петера Рамзауэра, «вулканический кризис» показал, что между национальными авиационными администрациями стран ЕС отсутствует координация. В течение той недели большинство европейских государств запретило коммерческие полеты над своими территориями. Теперь эксперты и авиаперевозчики выражают сомнение, что эти запреты во всех случаях были обоснованными и необходимыми. «Неприемлемо, чтобы каждая страна делала то, что она хочет, -- заявил вчера по этому поводу г-н Рамзауэр. -- Нам нужны твердые правила». Его поддержал госсекретарь Франции по транспорту Доминик Бюссеро, считающий, что Европейское агентство авиационной безопасности должно научиться точно измерять содержание вулканического пепла в воздухе, а также определять, какая концентрация продуктов извержения в атмосфере представляет опасность для авиационных двигателей.
На встрече обсуждалась унификация не только отдельных авиационных правил, но и воздушного пространства Европы в целом. Уже в течение 20 лет в ЕС идет работа над созданием «открытого неба», однако детали этой концепции до сих пор вызывают разногласия между странами-участницами. Территория Евросоюза сейчас разбита на 27 зон, в которых полетами управляют национальные навигационные службы. Еврокомиссар по транспорту Сиим Каллас призвал министров еще в этом году создать пост управляющего всей сетью авиационных маршрутов в Европе. Кроме того, он предложил государствам -- членам ЕС оказать своим авиаперевозчикам финансовую помощь в виде займов по рыночным ставкам, но предупредил, что иные виды поддержки недопустимы. Г-н Каллас подчеркнул, что компенсации пассажирам, чьи планы были нарушены в ходе «вулканического кризиса», должны быть выплачены в полном объеме. Ранее IATA предлагала сократить эти компенсации, учитывая масштаб и непредсказуемый характер бедствия.
Вчера Эйяфьядлайокудль еще раз показал характер -- облако пепла из него снова появилось в атмосфере Северной Европы. Это случилось впервые после того, как 19 апреля европейские власти признали уровень выбросов неопасным для авиации. Вчера утром запрет на полеты был введен в Ирландии и Шотландии, однако после 13.00 местного времени (16.00 мск) его отменили. Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг сказала «Времени новостей», что российская авиакомпания выполняла полеты в Великобританию по обычному расписанию.
Михаил КУКУШКИН