|
|
N°130, 23 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С надеждой на фольклор
В Витебске кипит «Славянский базар»
Фестиваль, проходящий в этом году в одиннадцатый раз, официально открылся 19 июля, но бурная жизнь началась неделей раньше. Предвестьем «Славянского базара» стал смотр детского творчества, где выступило какое-то немыслимое количество разновозрастных коллективов из разных стран мира, представивших на суд зрителей музыкальные и хореографические программы. Завершающий «детский» концерт, ведомый эстрадным маэстро Игорем Скляром, сложился довольно удачно. В сборном концерте дети выступали под «фанеру», хотя сами они умеют работать так, что иным высокооплачиваемым взрослым и не снилось. Публики (в основном дети с родителями) было не слишком много, но пришла она явно «по адресу».
Несколько детских коллективов приняли участие и в концерте, открывшем сам «Славянский базар», где по традиции присутствовал президент Республики Белоруссия Александр Лукашенко, зачитавший небольшую речь. (Несколькими часами ранее Лукашенко побывал на открытии нового витебского проспекта Победы.) Ведущие вечера выразили надежду, что «когда-нибудь о фестивале будут слагать легенды». На самом деле, конечно, уже слагают: почитаете желтую прессу -- убедитесь. Журналисты очень любят ездить на «базар», ибо поп-звезды и прочие знаменитости здесь доступнее, чем где бы то ни было, причем как в «протокольном» (на ежедневных пресс-конференциях), так и в личном плане, в закулисье.
Уже прошли сольные выступления Леонида Агутина с Анжеликой Варум, Лаймы Вайкуле и Олега Газманова. Газманов, которого должно именовать «штатным исполнителем» «Славянского базара», отпел и отплясал довольно-таки невразумительное шоу. Концерты в Летнем амфитеатре все еще привлекают наибольшее количество зрителей. Это не мешает успеху других программ -- театральных, киношных, выставочных. В частности, показали спектакль Эймунтаса Някрошюса «Отелло». На спектакли литовского режиссера и в Москве попасть очень трудно, а на белорусской земле их не видели лет двадцать. В рамках кинопрограммы демонстрировались российская «Звезда» и совершенно очаровательный чешский фильм «Пелишки» («Уютные местечки»). Интересного, как видим, хватает, а всякая «розница» явно превалирует над эстрадным «оптом».
Тематические дни посвящены Украине и Белоруссии. Белорусы представили симпатичную и совершенно непротокольную программу, в которой участвовали интересные коллективы, исполняющие этнику и фольклор. Это, в частности, две группы под руководством Владимира Грома (белорусского Питера Гебриэля) -- «Крупицкия музыки» и «Гуды». Играют они на аутентичных инструментах что-то вроде world beat по-белорусски -- народные мелодии разных веков с электронной подложкой. Как считает Гром, смешение электроники с этникой не возбраняется: «Фольклор -- это не музейный экспонат. Это живая вещь, и молодежи это нравится.» «Живая вещь» вполне конкурентоспособна -- обе команды часто выступают в Европе. Здесь молодые музыканты проходят хорошую школу, приобретая «хлебную» профессию. По словам одного из юных подопечных Грома, «быть дударем лучше, чем, скажем, саксофонистом -- исполнителей на дуде единицы и они везде востребованы просто в силу отсутствия конкуренции». Понадеемся, что «Славянский базар» будет прирастать фольклором.
Надежду эту крепит и первый тур конкурса молодых исполнителей. На нем 22-летняя Александра Кирсанова (Белоруссия) выступила без минусовой фонограммы, с «живым» акустическим гитаристом. Они исполнили потрясший всех жутковатый готический фолк, оцененный жюри довольно высоко. Что удивительно. Многие конкурсанты (например, ребята из Болгарии и Латвии) ради участия в престижном смотре наступают на горло собственной песне, исполняя традиционную пафосную эстраду «под совок», хотя дома успешно занимаются импровизационной музыкой и роком.
22 июля -- второй день конкурса, в котором представлены по две участницы от России, Белоруссии и Украины. Так что нашим что-то, да перепадет. К слову, основное финансирование фестиваля осуществляется за счет союзного государства России и Белоруссии, где большая часть денег -- российские.
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск