|
|
N°74, 29 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медленно в гору
Рост ВВП России заметен только на фоне прошлогоднего спада
Вчера Минэкономразвития опубликовало статистику за первый квартал текущего года -- рост ВВП за этот период составил 4,5%, промышленное производство прибавило 5,8%. Показатели можно было бы признать просто отличными, если бы сопоставление не проводилось с аналогичным периодом предыдущего года -- по многим показателям одним из самых худших за все время кризиса. На это и обращают внимание эксперты, опрошенные "Временем новостей", которые советуют не впадать в макроэкономическую эйфорию.
По оценке Минэкономразвития, ВВП в первом квартале 2010 года вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом только за март опять же по сравнению с третьим месяцем года прошлого рост показателя достиг 4,9%. Министерство (в отличие от «Росстата») любит оперировать очищенными от сезонных и календарных факторов показателями, согласно которым выровненный рост ВВП за первый квартал составил 0,6% к четвертому кварталу 2009 года. При этом по сравнению с предыдущими кварталами темпы восстановления постепенно замедляются. Так, в третьем квартале прошлого года наблюдался рост 2%, в четвертом квартале он составлял 1,7%.
Разумеется, в случае с показателями начала года стоит учитывать традиционное проседание производства из-за длительных праздников. Что касается сопоставления "год к году", то последний раз квартальный ВВП демонстрировал рост (по отношению к аналогичному периоду предыдущего года) в четвертом квартале 2008 года. Напомним, что, согласно уточненному официальному прогнозу, в текущем году ожидается рост ВВП на 3,1%, при этом бюджет 2010 года принимался из расчета прироста экономики в 1,6%.
Согласно данным МЭР, инфляция показывает в начале 2010 года небывало низкий (для российской действительности) прирост -- всего 3,2%. Годом ранее за тот же период цены выросли на 5,4%, а за двенадцать последних месяцев рост цен составил всего 6,5%. Можно отметить, что теоретически сильное замедление роста цен отрицательно сказывается на росте экономики, также замедляя его. Но в случае с Россией нужно делать поправку на специфику нашей экономики, которая в данном случае демонстрирует одновременно и относительно неплохие темпы роста ВВП, и существенное замедление темпов роста цен.
«Снижение темпов инфляции, безусловно, положительный фактор с точки зрения улучшения благосостояния граждан, влияния на динамику процентных ставок, -- отмечает Мария Катаранова, эксперт Экономической экспертной группы. -- Другое дело, что роль экономических и финансовых властей в данном процессе на настоящем этапе невелика. Перед регулирующими госструктурами не стоит выбор между замедлением инфляции и стимулированием экономического роста».
Но это не означает, что ситуация продолжит развиваться в желанном для нас направлении и в дальнейшем. «Властям все равно стоит задуматься о политике, которая будет одновременно способствовать экономическому росту и не будет разгонять инфляционные процессы. У нас по-прежнему не решены проблемы низкого уровня конкуренции в экономике и низкой эффективности производства, при любом негативном внешнем шоке мы рискуем получить неконтролируемый рост цен», -- предупреждает аналитик.
Елена Южакова, заместитель генерального директора компании МКПЦН, указывает, что, хотя по отношению к данным за аналогичный период 2009 года действительно наблюдается и некоторый рост ВВП, и рост индекса промышленного производства, на основании данных того же Минэкономразвития наибольший рост всех основных показателей пришелся на конец прошлого года. Тогда это позволило говорить о преодолении пика кризиса, стабилизации и улучшении ситуации. «Если проводить сравнение с четвертым кварталом 2009 года, то как раз в первом квартале 2010-го имеется отрицательная динамика всех основных показателей. Говорить о новом витке кризиса не стоит, но время «головокружения от успехов» тоже еще не пришло», -- полагает эксперт.
В целом г-жа Южакова осторожно оценивает первые итоги 2010 года: «С одной стороны, 2009 год действительно был очень плохим. Правительство искренне постаралось сгладить последствия кризиса, но на ВВП и падении производства подобные меры почти не сказались -- по ряду отраслей падение было даже более глубоким, чем в 1998 году".
«Более оптимистичные» данные этого года -- эффект низкой базы, -- обращает внимание Эдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting UK. -- Вместе с тем темпы восстановления экономики России действительно лучше прогнозных. И пусть говорить, что бизнес полностью оправился от кризиса, рано, но то, что сейчас «дела идут в гору» в сравнении с 2009-м годом, -- факт, и это подтвердят почти все предприниматели».
Юлия МИРОНОВА