Время новостей
     N°72, 27 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2010
Повторный заход
Возобновлено расследование авиакатастрофы в Перми
СКП вчера объявил о возобновлении расследования авиакатастрофы пассажирского самолета «Боинг-737-500», который разбился в Перми в ночь на 14 сентября 2008 года. Такое решение было принято по просьбе родственников погибших в трагедии, которые требовали дать оценку действиям авиационных техников, врачей, диспетчеров и сотрудников авиакомпании, которой принадлежал разбившийся «Боинг».

«Боинг-737-500» компании «Аэрофлот-Норд» (на тот момент являлась «дочкой» «Аэрофлота») 14 сентября 2008 года выполнял регулярный рейс №821 по маршруту Москва--Пермь. При повторном заходе на посадку в пермский аэропорт Большое Савино лайнер в 5.10 по местному времени рухнул в Индустриальном районе города. Самолет упал в 10 км от аэродрома на железнодорожные пути, повредив около 500 м Транссибирской магистрали. Все находившиеся на борту 82 пассажира и шесть членов экипажа погибли.

Согласно выводам технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которые были оглашены еще в феврале 2009 года, к катастрофе привело несколько различных факторов. Основным из них, по мнению экспертов, стало то, что на заключительном этапе полета экипаж «потерял пространственную ориентировку». Это привело к перевороту лайнера через левое крыло и «интенсивному снижению». При этом выяснилось, что «потеря пространственной ориентировки» стала следствием недостаточной профессиональной подготовкой экипажа. Среди других факторов специалисты отметили, что перед падением у лайнера был выключен автопилот, а также автомат тяги двигателей, который должен выравнивать их мощность.

Эксперты пришли к выводу, что пилоты в ключевой момент попросту запутались в показаниях приборов. В частности, речь идет об авиагоризонте -- приборе, который помогает экипажу определить положение самолета в пространстве -- крен на одно или другое крыло и тангаж (угол наклона носа самолета верх или вниз). Индикация таких приборов на российских и иностранных лайнерах принципиально отличается. Специалисты пришли к выводу, что пилоты «Боинга», до этого летавшие на российских самолетах, выполняя полет ночью и в густой облачности, не поняли, в каком положении находится самолет. После того как самолет во время снижения накренился на левое крыло, они, ориентируясь на показания непривычного для них прибора, ошибочно посчитали, что идет крен на правое. Пытаясь выровнять самолет, они еще больше увеличили его левый крен, вследствие чего лайнер рухнул.

В результате следствие пришло к выводу, что единственным виновником авиакатастрофы стал командир воздушного судна Родион Медведев, и в конце февраля уголовное дело было закрыто в связи с его гибелью.

Вчера стало известно, что уголовное дело направлено на дополнительное расследование. «Руководством Следственного комитета отменено постановление следствия о прекращении уголовного дела о катастрофе 14 сентября 2008 года в Перми самолета «Боинг-737-500», -- сообщили в СКП. -- Уголовное дело направлено для дополнительного расследования с конкретными указаниями о проверке действий должностных лиц, на которых были возложены обязанности по обеспечению безопасности эксплуатации воздушного судна, и принятия в отношении них процессуального решения. Расследование взято на особый контроль в СКП». В ведомстве также отметили, что «следствию поручено дать правовую оценку действиям всех лиц, осуществлявших предполетные мероприятия по подготовке воздушного судна и проверке экипажа перед вылетом».

«СКП возобновил расследование причин авиакатастрофы в Перми благодаря нашей жалобе на имя генпрокурора Юрия Чайки и главы СКП Александра Бастрыкина, которую 29 марта мы подали на постановление о прекращении уголовного дела, -- заявил вчера адвокат родственников погибших Игорь Трунов. -- В ней мы просили следствие дать оценку многочисленным фактам грубого нарушения закона рядом должностных лиц, имеющих отношение к катастрофе». Защитник отметил, что расследование авиакатастрофы в Перми было возобновлено после личного вмешательства главы СКП Александра Бастрыкина и по его прямому указанию, но когда именно это произошло, ему неизвестно -- отправленное СКП по почте уведомление адвокат пока не получил.

По мнению г-на Трунова, вывод следователей о виновности в авиакатастрофе командира экипажа, в тканях которого был найден алкоголь, не является исчерпывающим. «Все списали на летчика. Да, он был пьян, но кто-то выпустил его в полет, за всем этим стоит персональная ответственность должностных лиц», -- заявил адвокат Трунов.

В своей жалобе родственники погибших, основываясь на выводах комиссии МАК, указали на многочисленные нарушения со стороны ряда должностных лиц, потребовали от СКП привлечь их к уголовной ответственности по п. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

«Текст полученного нами постановления о прекращении уголовного дела создает ощущение, что за полтора года работы единственной задачей следствия было оправдание действий чиновников, по чьей вине произошла катастрофа, -- говорилось в жалобе потерпевших. -- К гибели самолета привели не только действия пилотов, но и преступная халатность многих должностных лиц «Аэрофлота» и связанных с ним структур. Под действие ст. 109 подпадают лица, допустившие грубые нарушения режима труда и отдыха пилотов. До момента катастрофы пилоты три ночи подряд совершали полеты, и за несколько дней до катастрофы экипаж отработал полумесячную нагрузку. Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки, является применение на одном и том же типе самолетов пилотажных приборов с различными типами индикации. Известно, что ряд пилотов, летавших на самолетах «Боинг-737», писали рапорты о недопустимости установки на одном и том же типе самолетов пилотажных приборов с различными типами индикации. Кто из должностных лиц виновен в том, что эти предупреждения пилотов оставили без внимания?»

Родственники погибших, ссылаясь на выводы комиссии МАК, также считают, что катастрофе способствовали и действия диспетчеров: «Потере пилотами пространственной ориентации способствовали также неквалифицированные действия диспетчерской службы. Почему самолет, который уже почти приземлился, отправили на второй заход? Диспетчер объяснил это пилотам сменой курса взлета экипажем «Люфтганзы». При организации повторного захода на посадку диспетчеры запутали пилотов, о чем свидетельствуют записи переговоров».

Кроме того, потерпевшие считают, что к ответственности должны быть привлечены и чиновники авиакомпании. «В феврале прошлого года родственники погибших направляли ходатайство в адрес генпрокурора РФ и председателя СКП, в котором требовали расследовать все обстоятельства, связанные с заключением договора аренды компанией «Аэрофлот» авиалайнера Boeing-737-500 №VP-BKO с лизинговой компанией Pinewatch Limited. Эти действия чиновников "Аэрофлота" мы считаем первопричиной трагедии. В их действиях явно просматривается коррупционная составляющая, -- отмечалось в жалобе. -- Лица, принимавшие решение об аренде самолета, понимали, что ресурс авиалайнера практически исчерпан. По информации американской юридической компании Ribbeck Low Chartered, Федеральное авиационное агентство США не выдавало летный сертификат для эксплуатации двигателей данного самолета на территории России. Очевидно, поэтому все полеты данного самолета оформлялись как международные. Кто автор этой схемы, позволившей обойти запрет на эксплуатацию в России самолета, не имевшего указанного сертификата?»

Как признался г-н Трунов, решение СКП стало для него приятной неожиданностью. «Раньше в таких случаях все спускали на тормозах. Если вспомнить авиакатастрофы над Донецком, в Иркутске, там тоже шла речь о похожих нарушениях со стороны ряда лиц, но эти нарушения никто не расследовал. Думаю, на этот раз вопиющих фактов, на которые в своем заключении указали и специалисты МАК, оказалось слишком много», -- сказал адвокат.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России