|
|
N°130, 23 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алексей Миллер доволен
Финансовая ситуация в «Газпроме» по-прежнему нестабильна
Крупнейшая газовая компания мира вчера опубликовала итоги деятельности за первые шесть месяцев 2002 года. Производственные показатели «Газпрома» превысили план практически по всем позициям, но это вовсе не гарантирует беззаботную жизнь его менеджменту. Концерну не хватает денег на капвложения, и пока непонятно, откуда их можно получить.
Согласно сообщению пресс-службы концерна, предприятия группы «Газпрома» добыли в первом полугодии 264,8 млрд кубометров газа, 4,8 млн тонн газового конденсата и 349 тыс. тонн нефти. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Газпром» увеличил добычу газа на 3,5 млрд кубометров, газового конденсата и нефти -- на 73,8 тыс. тонн. В первом полугодии предприятия группы поставили на внутренний рынок 162,6 млрд кубометров газа, еще 65,8 млрд кубометров получили покупатели из Европы, а в страны СНГ и Балтии было поставлено 46,5 млрд кубометров. Затраты на добычу 1000 кубометров газа составили 115,8 руб. (на 5,7% меньше, чем запланировано), а транспортировка 1000 кубов на 100 км в среднем обходилась в 11,04 руб. (соответствует запланированному уровню).
«Мы удовлетворены результатами своей работы. Компания стабильно перевыполняет плановые задания; это позволяет полностью обеспечивать голубым топливом российских и западных потребителей. Достигнутые производственные показатели свидетельствуют также о том, что «Газпром» в ближайшем будущем будет добывать ежегодно 530 млрд кубометров», -- цитирует пресс-служба председателя правления концерна Алексея Миллера.
«Газпром» планирует во втором полугодии добыть еще 255,2 млрд кубометров газа, что обеспечит выполнение менеджментом компании главного производственного задания правительства страны (по итогам этого года компания должна увеличить добычу на 8 млрд кубов по сравнению с прошлым и выйти на уровень в 520 млрд кубометров газа). Однако в самом концерне признают, что для этого необходимо соблюсти одно условие -- обеспечить «ввод в эксплуатацию ряда газодобывающих объектов». Прежде всего речь идет о повышении отдачи от Заполярного месторождения (за счет дополнительных объемов планируется компенсировать недоработку участков с падающей добычей), а также о постройке второй нитки газопровода до Уренгоя, по которой газ с Заполярного будет поступать в магистральную сеть. Вопрос в том, где «Газпром» возьмет деньги на выполнение своей инвестиционной программы в полном объеме. Капитальные вложения в первые шесть месяцев года оказались серьезно недовыполнены. На эти цели было потрачено 53,5 млрд рублей (38% от годового плана). Дефицит средств возник в результате конъюнктурного падения цен на газ на мировых рынках. Как говорят источники в самом «Газпроме», вместо среднегодовой экспортной цены-2001 105 долл. за 1000 кубометров сейчас концерн продает газ в среднем по 90 долл. Учитывая, что экспортные поставки формируют три четверти всех доходов компании, можно предположить, что итоговые потери будут внушительными. Кроме того, внутренние тарифы на газ с июля были увеличены не на 35%, как просил Алексей Миллер, а лишь на 15%.
Под вопросом находится и, казалось бы, решенное дело о втором в этом году выходе компании на международный финансовый рынок. Весной «Газпром» уже разместил еврооблигации на 400 млн долл., причем инвесторы были готовы купить ценных бумаг в два раза больше. Предварительно правительство через своих представителей в совете директоров компании дало согласие на еще одно размещение объемом 450 млн долл. Однако последние бюджетные данные, согласно которым финансовый резерв «похудел» в два раза, заставляют государство форсировать собственное размещение на сумму до 2 млрд долл. Вероятность того, что Минфину придется занимать грядущей осенью, весьма велика. И это практически наверняка закроет дорогу на рынок для «Газпрома». Очевидно, что Алексей Кудрин не захочет рисковать суверенными ставками и постарается не дать компании ухудшить заемную конъюнктуру для федерального займа. Так уже было, когда в конце прошлого года «Газпром» был готов занять на рынке (и этого настоятельно требовала финансовая ситуация в компании), но отсутствие согласия Минфина, который никак не мог решить, размещать евробонды или нет, не позволило концерну это сделать.
В этом контексте слова г-на Миллера об удовлетворенности результатами работы выглядят несколько странно. Разумеется, сомнений в том, что 520 млрд кубометров газа будет добыто, нет; история с СИБУРом отчетливо показала: поручение президента для главы «Газпрома» -- закон. Однако вряд ли можно утверждать, что эти результаты будут достигнуты благодаря качественным сдвигам в организации работы газовой монополии.
Алексей ИГОРЕВ