|
|
N°67, 20 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Синематограф
В Театре эстрады показали американское шоу Pilobolus
Название этого театра танца, который только что выступил в Москве, а сегодня начинает показывать свой спектакль в Петербурге, несколько вводит в заблуждение. Нет, не само слово pilobolus -- наименование разновидности микрогрибов (авторы коллектива утверждают, что название родилось в голове одного из них при наблюдении за pilobolus в микроскоп и трансформация этого микроорганизма задала визуальную концепцию для создаваемой компании). Заблуждением оказалось представление об этом театре как о танцевальном коллективе. Вполне возможно, что на заре своей уже почти 40-летней истории они танцевали. Однако привезенная в Россию новая постановка театра Shadowland никоим образом не свидетельствует об этом танцевальном прошлом. И не только потому, что при взгляде на искореженные мускулатурой тела артистов, надувающиеся ягодицами при малейшем плие и превращающиеся в брусчатку Третьяковского проезда при малейшем напряжении пресса (отметим -- независимо от половой принадлежности), мозг вполне успешно сопротивляется идее отождествить их с танцорами. Но и потому что понятие «хореография» применима к этому действию ровно в той же мере, что и к разведению парада Победы на Красной площади (и разведение, и взаимодействие на сцене такое же филигранное).
Shadowland -- романтическая road-movie девочки, которой во сне властная рука вместо головы прикрепляет собачью морду, про девчачье взросление и инициацию, поиски, любовь и предательство, причудливым образом перетекающие из реальности в сон этой девочки. Придуманные одним из сценаристов подросткового мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны» Стивом Бэнксом далекие от идиллии девчачьи мытарства заводят ее то в машину к милому ковбою, то в адскую кухню, то на садомазо-вечеринку, закончившуюся довольно откровенным трио, то в царство невероятных размеров медузы, то в объятия мужественного кентавра. Несмотря на всю сказочность образов, они совершенно лишены какой-либо абстрактности, характерной для танца, а повествование развивается линейно и заканчивается хеппи-эндом, когда девочка своими руками отрывает опостылевшую морду.
Основным приемом постановщиков Shadowland и основной рекламной завлекалочкой стало использование техники театра теней. Помещенные за белый экран и оснащенные световой аппаратурой и нешуточной акробатической подготовкой девять артистов умудряются разыграть эту густонаселенную историю, создавая самые неожиданные визуальные эффекты, устрашающе галлюциногенные образы, самые невозможные трюки. И побег девочки от адских поваров среди раскачивающихся рамок превращается в фантасмагорию в духе «Твин Пикс», поездка в ковбойской машине становится кадром из классического голливудского кино с Хэмфри Богардтом, а апофеоз среди мерцающих сфер -- куском клипа Кайли Миноуг.
Световое оснащение позволяет постановщикам использовать приемы, характерные в первую очередь для кинематографа, которым традиционно сопротивляются сценические виды искусства, такие как монтаж, рапид, клоуз-апы. Музыкальный ряд спектакля выполняет роль саундтрека, который в первую очередь задает настроение действию, однако ритмически и мелодически совсем необязательно связан с движением.
И ты понимаешь, что это конечно же никакой не театр, а самый что ни на есть настоящий киносеанс. С той лишь разницей, что использованные приемы понятны, а нестыковки обаятельны. Наверное, это то самое обаяние, которое испытывали на себе зрители самых первых синематографов.
Антон ФЛЕРОВ