Время новостей
     N°66, 19 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2010
На волю идут одни старики
По амнистии, объявленной к Дню Победы, будет освобождено 200 человек
Госдума официально объявила об амнистии, приуроченной к 65-летию Победы. На свободу выйдет не более 200 заключенных (напомним, что общее количество тюремного населения России по состоянию на начало года превышает 860 тыс. человек). Из постановления, которое Дума приняла в пятницу во втором, окончательном чтении, следует, что амнистия распространяется на довольно узкую категорию осужденных, так или иначе имевших отношение к Великой Отечественной войне. Таковых в российских тюрьмах по понятным причинам оказалось немного. В думском постановлении упоминаются ветераны войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, узники концлагерей и гетто и инвалиды с детства вследствие ранения или контузии, полученных во время войны. «От наказания также освобождаются условно осужденные и осужденные с отсрочкой наказания. Постановление об объявлении амнистии предусматривает прекращение уголовных дел», -- поясняется в документе.

Постановление об амнистии, которое внес на рассмотрение Госдумы глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Павел Крашенинников, получило единодушную поддержку у его однопартийцев, что гарантировало принятие этого варианта. Члены фракций ЛДПР и «Справедливой России», предлагавшие в свое время собственные проекты амнистии, остались крайне недовольны тем, что коллеги из «Единой России» проигнорировали их поправки, расширяющие перечень тех, кто мог бы попасть под амнистию.

Депутат от «Справедливой России» Вера Лекарева (которая в январе внесла альтернативный проект постановления) задала единороссам вопрос: «Почему нельзя было объявить амнистию тем, кто впервые совершил нетяжкое преступление?» Напомним, что по проекту г-жи Лекаревой, предлагалось также отпустить на свободу беременных женщин, женщин старше 50 и мужчин старше 55 лет, матерей несовершеннолетних детей и некоторые другие группы осужденных, получивших срок до семи лет и ранее не отбывавших наказания. Другая представительница «эсеров» Галина Хованская призвала амнистировать детей погибших ветеранов старше 60 лет. По мнению депутатов от КПРФ Виктора Илюхина и Александра Куликова, в список амнистированных следовало включить не только участников Великой Отечественной, но и инвалидов-«афганцев» и «чеченцев», а также отдельные группы инвалидов 1 и 2 групп, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Однако все предложения, исходившие от оппозиционных фракций, были забракованы. Павел Крашенинников пояснил, что эти поправки «выходят за границы концепции, принятой в первом чтении».

Вера Лекарева привела в пример предыдущие амнистии, объявленные Госдумой: в частности, в 2000 году законодатели постановили освободить 200 тыс. осужденных и подследственных. Заметим, что и г-н Крашенинников первоначально поддержал идею широкой амнистии. Выступая в феврале на заседании Ассоциации юристов России, депутат предложил выпустить на свободу в общей сложности 300 тыс. осужденных: не только ветеранов, но и пожилых заключенных (женщин старше 55 лет и мужчин старше 65), а также инвалидов, если за этими категориями «сидельцев» не числится тяжких и особо тяжких преступлений. Примерно такое же количество амнистируемых фигурировало в проекте, который в конце марта внес заместитель Крашенинникова по думскому комитету, единоросс Андрей Назаров (впоследствии этот проект был отозван).

В итоге единороссы проигнорировали и призывы к «как можно более широкой амнистии», исходившие от правозащитных организаций. Напомним, что в начале минувшей недели исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой внести в Госдуму более гуманный проект амнистии. «Отказ от широкой амнистии противоречит духу и целям идущей сейчас масштабной реформы уголовно-исполнительной системы», -- заявили правозащитники. С их точки зрения, от уголовного преследования следовало бы освободить всех обвиняемых или осужденных за преступления небольшой и средней тяжести (если это не преступления против личности) и за преступления, совершенные по неосторожности. Кроме того, подчеркнули в своем обращении Пономарев и Алексеева, освободить следует традиционно амнистируемые категории осужденных и подследственных: инвалидов, людей, страдающих серьезными заболеваниями, беременных и т.д.

«Наши тюрьмы надо разгрузить, ведь они переполнены теми, кто попал сюда по оговору или по сфабрикованным делам», -- призвала коллег-законодателей депутат Вера Лекарева. Масштабная амнистия, объявленная в 2000 году (когда было освобождено порядка 20% осужденных), по сути, и была попыткой несколько уменьшить число «сидельцев», исключив из него тех, кто не представляет общественной опасности, заметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» замдиректора Центра содействия реформе уголовного правосудия Людмила Альперн. «Однако похоже, что на сей раз законодатели решили, что число граждан, находящихся за решеткой, не является чрезмерным», -- полагает правозащитник.

Михаил МОШКИН