Время новостей
     N°64, 15 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2010
GPS-изолятор
С сегодняшнего дня разрешено применять электронные браслеты для контроля за осужденными
Сегодня вступает в силу постановление правительства, позволяющее в полной мере начать применение электронных браслетов -- спецсредств для надзора за осужденными, остающимися на воле, но приговоренными к ограничению свободы. Начиная с прошлого года «кольцевание» проводилось в экспериментальном порядке в трех российских регионах -- как подчеркивают в Федеральной службе исполнения наказаний, осужденные участвовали в испытаниях этой новой «спецтехники» на добровольной основе. На состоявшейся вчера пресс-конференции представители ФСИН констатировали, что внедрение нового способа контроля прошло очень удачно. Осталось лишь доработать техническое задание и провести конкурс, дабы определить отечественного производителя, который будет поставлять электронные браслеты (с применением отечественной системы связи ГЛОНАСС), а также стационарные и переносные модули слежения и оборудование для диспетчерских пунктов. «По нашим прогнозам, в 2011 году 150 тыс. осужденных будут отбывать наказание в виде ограничения свободы. Из них примерно 30% (около 45 тыс.) будут снабжены электронными браслетами», -- поделилась планами и.о. руководителя управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН Татьяна Никитина. Она пояснила, что браслеты наденут лишь на тех, кто, по мнению уголовно-исполнительного ведомства, склонен к рецидивам преступлений.

«Такой вид наказания, как ограничение свободы, в обязательном порядке подразумевает ограничения, которые накладываются судом: осужденным нельзя покидать пределы административного района, им нельзя менять место жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции», -- сообщил замначальника управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией, ФСИН Владимир Шелепов. По его словам, те осужденные, которые сейчас состоят на учете в инспекции, проходят по четырем статьям: угон машин без цели хищения, кражи, угроза причинения тяжкого вреда здоровью и преступления, связанные с хранением и сбытом наркотиков. «Ограничение свободы -- самый жесткий из видов наказаний, не связанных с заключением», -- подчеркнул г-н Шелепов.

«Эксперимент по применению электронных браслетов был начат в прошлом году в Воронежской области по программе Евросоюза, -- напомнил замначальника ФГУ главного центра инженерно-технического обеспечения ФСИН Эрикс Микожанс. -- Закупленное оборудование израильского производства было безвозмездно передано для проведения этого эксперимента». Тогда же отечественным производителям было предложено приступить к разработке «хотя бы опытных образцов». «С января 2010 года ряд фирм включился в эксперимент, который к тому моменту проводился помимо Воронежской области на территории Псковской области и Пермского края, -- сообщил г-н Микожанс. -- На сегодняшний день экспериментальная обкатка системы практически завершена, в стадии подготовки находится техническое задание. После того как будет определено финансирование, мы начнем проводить закупки средств электронного контроля».

Кроме браслета (который, кстати, надевается только на ногу -- опыт показал, что, например, с женской руки его можно снять) в комплект «большого брата» входит стационарный модуль -- устройство, позволяющее контролировать пребывание осужденного у себя дома. «При удалении браслета от стационарного модуля сигнал о нарушении передается на пульт дежурного», -- пояснил г-н Микожанс. Если же осужденному запрещено покидать пределы муниципального образования (города, округа, района и т.д.) или не разрешается появляться в местах общественного скопления или в каких-то определенных заведениях, то используется переносной модуль -- устройство размером со стандартный пленочный диктофон. «Переносной модуль включает в себя навигационный приемник -- в частности, во время проведения эксперимента это был GPS-приемник с GSM-передатчиком, -- объяснил г-н Микожанс. -- Приемник определяет координаты осужденного и передает их на центральный пульт с отображением этих координат на карте местности». Осужденный обязан носить модуль с собой и не может удалиться от него далее чем на 100 метров, в противном случае диспетчерский пункт сразу же будет оповещен о нарушении.

Электронная начинка браслета рассчитана на бесперебойную автономную работу до трех лет. Устройству не страшна ни вода, ни температурное воздействие. Снять или повредить браслет можно без проблем, но он сразу же отправит сигнал о нарушении на пульт диспетчера. «После этого на место жительства нарушителя выезжают представители уголовно-исполнительной инспекции и определяют, имело ли место нарушение, -- подчеркнула г-жа Никитина. -- Если же осужденный, сняв браслет, скроется от контроля, он будет нести ответственность. В случае если осужденный отказывается от ношения браслета, закон предусматривает направление такого человека в места лишения свободы».

Отвечая на вопрос о стоимости средств слежения, представители ФСИН признали, что точная цена им пока не известна. «Единственное, что сейчас можно сказать: один комплект оборудования, аналогичного тому, что был предоставлен Евросоюзом, стоит порядка 1 тыс. евро», -- сообщила Татьяна Никитина. Эрикс Микожанс уточнил: если же в комплект входит переносной модуль, то цена выше -- около 2,5 тыс. евро. Домашний модуль несколько дешевле. Как подчеркнула г-жа Никитина, покупка браслета обойдется примерно в четыре раза дешевле содержания осужденного в колонии, поэтому браслеты окупятся почти за год. «Не следует забывать, что один и тот же браслет можно использовать годами», -- подчеркнула представитель ФСИН.

Правда, пока непонятно, как быстро новая система может быть внедрена и, кто, собственно, будет поставлять оборудование уголовно-исполнительному ведомству. «Сейчас готовятся технические условия эксплуатации изделий, подготавливается конкурсная документация, дальше будем ждать финансирования и объявлять конкурс», -- пояснил г-н Микожанс. Задача состоит в том, чтобы выполнить требование законодательства о проведении тендеров, закупить оборудование у наиболее приемлемых поставщиков, но при этом использовать браслеты на территории всей России, а не только того региона, где работает та или иная фирма-поставщик. «Это будет закупка не отдельных изделий, а системы в целом, -- подчеркнул г-н Микожанс. -- Система должна накрыть всю страну. По логике вещей, закупать нужно у одного отечественного производителя, поскольку программное обеспечение для этой системы должно быть единообразным. Этого производителя должен определить конкурс».

Михаил МОШКИН