|
|
N°64, 15 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дипломатия духа
К 75-летию подписания Пакта Рериха
В истории дипломатии есть единственный международный договор с официальным упоминанием в тексте имени его разработчика, где стоит фамилия русского человека. Это отнюдь не договор Молотова--Риббентропа -- такое название не является официальным. Единственный подобный документ носит название Пакт Рериха, и сегодня исполняется 75 лет со дня его подписания за океаном в Овальном кабинете Белого Дома в Вашингтоне.
Овальный офис-кабинет президента США несколько раз менял свое месторасположение внутри Белого Дома и окончательно обосновался там, где сейчас сидит Обама, при Франклине Рузвельте. Причем Пакт Рериха был первым международным договором, подписанным в этом кабинете. До самой смерти Рузвельт хранил у себя небольшой бюст Рериха.
Не все знают, что знаменитый художник Николай Рерих по образованию юрист, защитивший в Петербургском университете в 1898 году дипломную работу на тему «Правовое положение художников в Древней Руси». С первых лет XX века он стал разрабатывать эстетическую концепцию государственности, основанную на примате вопросов развития и защиты культуры и искусства перед всеми остальными направлениями государственной деятельности.
«По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного... Мало знания. Мало искусства. В жизни мало тех устоев, которые единственно могут привести к золотому веку единства... Откуда же возьмется здоровая почва? Откуда придет самосознание?.. Как выйти из этого заколдованного круга?.. Не в деньгах дело; денег на Руси много... Деньги-то есть, но интереса мало, мало любви» (Н.К. Рерих. Берегите старину. 1911).
Главное положение эстетической концепции государственности состоит в том, что первой обязанностью государства является поддержание и развитие духовной общности проживающего в нем населения, для чего необходимо бережно сохранять лучшее из имеющегося культурного наследия и поощрять развитие культуры, духовный рост людей, в первую очередь молодежи. Духовное развитие народа должно нести в себе положительный, а не разрушительный заряд и не может быть направлено на разрушение других культур и их наиболее значительных культурных памятников.
Рерих подчеркивал базовое сходство всех религий и культур, а также их взаимопроникновение и переплетенность с древнейших времен. Развивая и пропагандируя это историческое сходство -- синтез культур и религий как внутри, так и за пределами многорелигиозных и многонациональных стран, государство будет реализовывать свою главную задачу по развитию культурного и духовного единства. Что практически само по себе станет предпосылкой для благополучного и мирного развития с соответствующим позитивным экономическим эффектом и повышением уровня благосостояния. При этом большая часть получаемых государственных доходов должна быть направлена на культурное развитие, что обернется дальнейшим ростом экономического благосостояния.
«Сперва опознаем и сбережем Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными» (Н.К. Реpих. Врата в Будущее. 1936).
По мысли Николая Рериха, через национальное законодательство идеи защиты культуры от войн, вандализма, а также от «тихих погромов», пренебрежения, игнорирования, экономического унижения и остаточного (после военных расходов) финансирования должны проникать во все поры государственного аппарата и институтов гражданского общества. Этот процесс должен будет необратимо повернуть государство и общество в сторону прогресса и мира.
Когда же после войн и революций первого двадцатилетия XX века Рерих убедился, что уровень развития человечества пока не позволяет надеяться на существенное снижение уровня насилия, он выдвинул идею Пакта мира (впоследствии названного Пактом Рериха), устанавливающего принцип приоритета защиты культурных ценностей перед целями военной необходимости.
По мысли Петра Баренбойма и Александра Захарова, авторов вышедшей на днях в свет книги «Пакт Рериха в XXI веке», пакт был первым этапом в реализации рериховской идеи эстетической государственности. Важнейшей его частью была апелляция к внутреннему законодательству стран, к внедрению идеи неприкосновенности значительных произведений искусства и культурных памятников в народное общественное сознание.
Этот пакт, возможно, просто стоял бы сейчас на книжной полке рядом с другими замечательными произведениями великих мыслителей, если бы Николай Рерих при поддержке президента США не добился подписания своего пакта в 1935 году 21 государством Америки (примерно 40% независимых государств того времени). Франклин Рузвельт еще за два года до подписания этого документа написал госсекретарю: «Я очень хочу продвижения этого пакта», подчеркнув своей рукой слово «очень».
«В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов -- сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте» (из речи президента США Ф. Рузвельта при подписании Пакта Рериха 15 апреля 1935 года).
Подписание пакта государствами Америки впоследствии оказало решающее влияние на принятие на конференции ООН и ЮНЕСКО в 1954 году Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, одобренной на сегодня 123 странами (свыше 60% независимых государств планеты).
Правда, конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха -- приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное -- приоритет военной необходимости. Хотя в отличие от Пакта Рериха Конвенцию ООН 1954 года Советский Союз подписал, но за прошедшие более чем полвека списка культурных ценностей, подлежащих международной защите в случае военных действий, мы не составили и в ООН не зарегистрировали. Некоторые наши культурные ценности отчасти защищены включением их в список культурного достояния ЮНЕСКО (это, например, в 90-е годы прошлого века спасло Дубровник от разрушения).
Не все жители Петербурга, видимо, знают, что исключение исторического центра города из списка ЮНЕСКО, к чему неизбежно привело бы строительство газпромовского небоскреба "Охта-центра", также лишило бы их международной правовой защиты от ядерного и любого другого бомбового удара. С 1999 года действует Второй протокол к Гаагской конвенции, который ввел уголовную ответственность генералов за приказ о подобной бомбардировке, только Россия и здесь забыла заветы своего великого земляка. Этот протокол к Конвенции ООН мы не ратифицируем уже 11 лет.
Кажущаяся наивность некоторых идей Рериха ничем не отличается от такой же наивности ряда современных ему государственных деятелей, среди которых следует назвать президента Франклина Рузвельта, который добивался признания идей Рериха в качестве закона для всех, организовав подписание разработанного русским философом соглашения об охране культуры прямо у себя в кабинете. До Рузвельта таким же наивным был президент Линкольн, а до него -- отцы-основатели США почти в полном составе.
Возможно, России сейчас более чем когда-либо не хватает наивности рериховского масштаба.
Эстетическая модель государства дает науке конституционного права и философии права необходимые подходы для начала разработки доктрины правового государства, которая в свою очередь должна обеспечить конституционную основу подлинного возрождения России и создания в ней, говоря словами Николая Рериха, «государства будущего» и «цивилизации будущего».
Владимир ДАВЫДОВ