|
|
N°63, 14 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От Касимова до Биробиджана
Пасхальный фестиваль в разгаре
Традиционный фест под руководством Валерия Гергиева в этом году своими огромными размерами превосходит все предыдущие. В широкие временные рамки от ранней Пасхи до Дня Победы плотно уложено перенасыщенное расписание, включающее московские, санкт-петербургские, провинциальные программы (всего более ста) в симфоническом, хоровом, звонильном жанрах. Новостные ленты переполнены сообщениями о фестивальных происшествиях -- в освещении проекта более других участвуют провинциальные СМИ: от «Пятигорской» и «Ставропольской правды» до агентства «Двина-информ». Традиционный жанр провинциальных пасхальных сообщений не только о звуках, но и о том, как Валерий Гергиев в очередной раз куда-то еле добрался: героизм случается каждый год (в этот раз сам художественный руководитель назвал проект «подвигом»), поскольку региональное сообщение в России развито недостаточно для того, чтобы быть способным выдержать интенсивность гергиевских передвижений по стране. В прошлые годы оркестр с маэстро пропадал в тайге и тундре. В этом -- самолет с дирижером на борту несколько часов кружил над Волгоградом, концерт задержали на два часа, благодарная публика, впервые встречающаяся с Мариинкой, послушно ждала в полном составе.
За несколько дней, прошедших со времени двойного открытия фестиваля в Москве (днем играли баховскую Мессу си минор с мариинцами и Хором Шведского радио, вечером в торжественном меню были Денис Мацуев и Родион Щедрин), фест успел прокатиться по половине страны, на время вернуться в Москву и отправиться в Санкт-Петербург. Всего заявлены концерты в ста городах.
Собственно московская симфоническая программа сдержанна и не слишком объемна, но так происходит уже несколько лет подряд. Московская привязка уже стала для фестиваля рамочной. Пока Москва получила только концерт-открытие, визит достаточно случайного для гергиевской репертуарной стратегии (но ставшего уже регулярным гостем в Москве) испанского аутентиста Жорди Саваля с ансамблем (играли Люлли, Бибера, Корелли, Ависона, Маре и Боккерини), одну отмену и фестивальный центр в двух вечерах: «Перезвоны» Гаврилина в качестве центра идейного и оперу Берлиоза «Троянцы» в концертном исполнении в качестве главного музыкального события.
Грандиозная оперная фреска в пяти действиях, трех актах, длиной более четырех часов предъявила местной публике героический стиль мариинской работы почти в натуральную величину. Премьера на сцене Мариинского театра прошла меньше трех месяцев назад, и сейчас "Троянцы" звучат без малейших признаков сырости или, наоборот, перезрелости. За исключением неудачного выступления тенора Сергея Семишкура в партии Энея, певшего больным, все прочее демонстрировало достоинство и качество. Оркестр и хор звучали прекрасно, справляясь с прихотливой эпической грандиозностью берлиозовского письма, в последних действиях показав к тому же не только пышное и крепкое, но также тонкое, пластичное, изысканное звучание. Ансамбль солистов, проделавших невероятно трудную работу по освоению троянского эпоса в франкофонной версии, был достойным. И если в первых действиях Екатерина Губанова в партии Кассандры, проявляя старание и вкус, в смысле драматического наполнения партии оставляла вполне большой простор слушательской фантазии, то Екатерина Семенчук в партии Дидоны не только вынесла на своих плечах и вокальном мастерстве вторую половину эпоса, но и создала объемный драматический образ, нежный, гордый, сильный и страстный, так что трагический финал «Троянцев» в двенадцатом часу московской ночи в большой степени именно из-за ее работы звучал пронзительно.
Теперь фестивалю предстоит несколько событий в Санкт-Петербурге (в том числе широко анонсированная премьера «Анны Карениной» Родиона Щедрина) и еще нескольких городах, от Касимова до Биробиджана. В Москве нехоровые фестивальные жанры снова появятся 20 апреля в программе с Юрием Башметом и виолончелистом Рене Капюссоном, а сам Гергиев -- уже после заключительного хорового гала-концерта 7 мая только в традиционном опен-эйре на Поклонной горе в День Победы.
Юлия БЕДЕРОВА