|
|
N°128, 19 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Агрессии маловато
Американским спецслужбам предлагают стать хищниками
Подкомитет палаты представителей США по терроризму и внутренней безопасности проанализировал деятельность американских спецслужб в период, предшествовавший сентябрьским терактам, и огласил часть выводов и рекомендаций. «Нашей целью было предотвратить следующее 11 сентября», -- заметила член подкомитета демократка Джейн Хармон, весь день раздававшая интервью по поводу его секретного 140-страничного доклада, представленного руководству палаты представителей. Подкомитет обнародовал несекретную выжимку из доклада, занимающую всего 10 страниц.
В ней перечисляются все огрехи, которые конгрессмены выявили в деятельности трех американских ведомств -- ФБР, ЦРУ и Агентства национальной безопасности (АНБ), менее известного, чем два других, но имеющего гораздо больший бюджет и занимающегося электронным перехватом и анализом полученных разведданных. Резюмируя заключения подкомитета, его председатель республиканец Сэксби Шамблисс заметил, что даже если бы обнаруженных в ходе расследования недочетов не было, спецслужбы США не обязательно смогли бы предотвратить сентябрьские теракты.
По словам Шамблисса, злоумышленники соблюдали такую конспирацию и действовали так автономно, в подкомитете «не знают, можно ли было что-нибудь из этого предотвратить».
Доклад подкомитета, созданного после 11 сентября из уже существовавшей при палате представителей рабочей группы по контртерроризму, является лишь первой ласточкой: полный состав комитетов обеих палат конгресса проводит всеобъемлющее расследование, результаты которого будут обнародованы лишь на следующий год. Но они, видимо, в общих чертах повторят заключения подкомитета по терроризму.
От него досталось всем трем изученным спецслужбам, хотя АНБ отделалось легче других. Его критиковали за то, что оно уделяло слишком мало внимания борьбе с терроризмом, в ответ на что агентство немедленно выпустило заявление, в котором отмечалось, что с окончанием «холодной войны» его бюджет и штат были сокращены на треть и что ему трудно везде поспеть.
Претензии, предъявленные ФБР, обсуждаются в печати уже несколько месяцев. Оно было оснащено устаревшими компьютерами, которые не могли разговаривать с компьютерами других спецслужб, а если бы и могли, то все равно помалкивали бы, потому что ФБР не любило делиться информацией с другими ведомствами. ЦРУ тоже предпочитало держать информацию при себе.
ФБР также уделяло слишком мало внимания предотвращению преступлений, сосредоточившись на расследовании уже совершенных правонарушений и подготовке уголовных дел к суду. Самое большое внимание прессы привлекли претензии подкомитета к ЦРУ, которое было обвинено в нехватке «агрессивности». Во время скандалов 70-х годов его обвиняли как раз в избытке оной, но сейчас маятник резко качнулся в другую сторону. Член подкомитета демократ Тим Ремер даже заявил, что сложившееся в спецслужбах умонастроение должно сделаться сейчас «более хищническим».
ЦРУ попало за то, что оно в последние годы больше полагалось на технические разведывательные средства, а не на вербовку шпионов, прежде всего в рядах «Аль-Каиды». Конгрессмены раскритиковали так называемую «директиву Дойча», названную в честь бывшего директора ЦРУ Джона Дойча, который в 1995 году запретил сотрудникам вербовать темных личностей.
Поскольку от светлых в таких делах толку мало, конгресс еще в прошлом году распорядился отменить директиву, но подкомитет нашел, что вербовщики ЦРУ следуют ей до сих пор. ЦРУ оспорило это заключение доклада, заявив, что еще с октября его люди могут якшаться с террористами сколько угодно и единственно должны в течение нескольких дней сообщить о таких связях начальнику своего оперативного управления.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк