|
|
N°58, 07 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никакие новые санкции Бушера не коснутся»
Международные санкции, действующие против Ирана, не мешают этой стране развивать свою атомную программу. Франция и США сомневаются, что она носит исключительно мирный характер. Подозревая иранцев в намерении создать ядерную бомбу, западные страны предлагают ужесточить санкции против Ирана. Западные политологи полагают, что введение новых санкций помешает России достроить атомную электростанцию в иранском Бушере. Однако посол России в Иране Александр САДОВНИКОВ уверен, что станция будет пущена в этом году. Об этом он рассказал в Тегеране в интервью обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ.
-- График согласован с иранской стороной. Мы планируем, что большой коллектив наших специалистов (сейчас на АЭС работает около трех тысяч человек) уже в ближайшие месяцы завершит период испытаний оборудования и всех систем. Это должно обеспечить безопасную работу станции и сам пуск. По ряду причин запуск реактора несколько затянулся. Однако надеемся, что летом этого года реактор в Бушере будет запущен. Это станет важным этапом нашего сотрудничества с Ираном в атомной энергетике.
Разумеется, и после пуска наши специалисты некоторое время будут задействованы в работе АЭС. Они будут находиться в Иране в соответствии с договоренностями, которые будут оговорены дополнительно. Главная задача -- обеспечить безопасную работу станции и слаженное функционирование всех систем.
-- Могут ли новые санкции против Ирана, проект которых уже подготовили в Совете Безопасности ООН западные страны, изменить планы российских атомщиков?
-- Бушер -- исключительно мирный объект. Эта АЭС абсолютно не упоминается во время обсуждения решений, касающихся иранской атомной программы. Такой вопрос даже не возникает. Здесь у нас есть полное взаимопонимание со всеми членами международного сообщества и с Международным агентством по атомной энергии. Оно осуществляет полный контроль над процессом строительства и (в дальнейшем) эксплуатации этой станции. Так что никакие новые санкции Бушера не коснутся.
-- Как развиваются экономические отношения России с Ираном?
-- Наши торгово-экономические отношения в последние годы развиваются успешно. В 2008 году товарооборот достиг рекордной цифры -- 3,8 млрд долл. В 2009 году этот показатель снизился на полмиллиарда из-за общего состояния дел в мировой экономике. Более масштабный товарооборот некоторых других стран с Ираном объясняется тем, что они закупают у этой страны нефть. Россия иранскую нефть не импортирует. Тем не менее даже эти цифры не отражают потенциал наших возможностей.
Мы возлагаем большие надежды на то, что активизируется наш средний бизнес. Устанавливаются связи между различными регионами России и Ирана. Это тоже открывает возможности для сотрудничества и способствует лучшему взаимопониманию. Мы оптимисты, хотя, конечно, понимаем, что есть и сложности, в том числе в плане инвестиций в Иране. Некоторые компании, особенно крупный бизнес, остерегаются рисков, связанных с работой в этой стране. Надеемся, что решение проблем вокруг атомной программы Ирана будет способствовать нашему сотрудничеству. Ситуация улучшится -- и активность бизнеса возрастет.
-- Россияне примут участие в строительстве новых атомных станций в этой стране?
-- Иранцы приняли большую программу, предусматривающую строительство двадцати новых станций по тысяче мегаватт каждая. Пока договоренности о дальнейшем сотрудничестве в этой сфере нет. Дождемся завершения строительства Бушерской АЭС, а там посмотрим.
|