Время новостей
     N°57, 06 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2010
Смерть по одной схеме
Третья за последнюю неделю атака террористов-камикадзе
Два человека погибли и не менее 13 пострадали в результате прогремевшего вчера в Ингушетии очередного теракта с участием смертника. Утром в Карабулаке неизвестный мужчина подорвал себя бомбой у входа в городское ОВД, а спустя полчаса рядом взлетела на воздух начиненная взрывчаткой машина. Массовых жертв удалось избежать лишь благодаря бдительности сотрудников милиции. Сначала они не дали пройти в ОВД подозрительному мужчине, оказавшемуся камикадзе, а потом вовремя обнаружили на стоянке заминированную машину.

Взрывы в Карабулаке стали уже третьей за последнюю неделю атакой боевиков с использованием смертников. Утром 29 марта в результате двух взрывов в столичном метро -- на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» -- погибли 40 и были ранено более 80 человек. По данным следствия, бомбы под землю пронесли две женщины-смертницы. Всего через два дня, 31 марта, камикадзе атаковали сотрудников милиции в дагестанском Кизляре. Тогда один террорист сначала подорвал в центре города начиненную взрывчаткой машину, а потом второй, переодетый в милицейскую форму, взорвал себя на том же месте в толпе собравшихся оперативников. В итоге погибли десять и было ранено около 40 человек.

В Карабулаке все закончилось не так трагично, однако, очевидно, что это никак не может считаться серьезным успехом властей в борьбе с террористами. В последнем случае обошлось без массовых жертв в определенной мере благодаря стечению обстоятельств. Бдительность силовиков на улице и тем более у собственной базы вовсе не гарантия от повторения террористических атак, в том числе и с участием смертников. В данном случае можно говорить лишь о том, что силовики смогли отразить (и то с потерями) нападения на самих себя. Между тем откуда идут смертники, кто, где и как их готовит и сколько их еще у главарей сепаратистов может быть в запасе, спецслужбы пока, как показывают последние события, вычислить не могут.

Как сообщили в управлении СКП по Ингушетии, первый взрыв прогремел в Карабулаке примерно в 8.15 возле шлагбаума у входа в городской отдел внутренних дел. Взрывное устройство, по данным следствия, «путем самоподрыва» привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва, мощность которого составила около 3 кг в тротиловом эквиваленте, помимо самого террориста погибли два стажера ОВД Руслан Нальгиев и Адам Костоев и были ранены четыре сотрудника милиции, проезжавшие в этот момент рядом на автомобиле.

Как сообщили в МВД Ингушетии, по предварительным данным, террорист-смертник подъехал к зданию ГОВД на машине и припарковал ее на стоянке примерно в 50 м. После этого он направился к проходной, где был остановлен стажерами ОВД, дежурившими на входе. После того как милиционеры начали разговаривать с визитером, и прогремел первый взрыв.

В первые же минуты осмотра места ЧП внимание милиционеров привлек автомобиль ВАЗ-21112 с дагестанскими номерами, оставленный, как предполагается, смертником. Как пояснили в МВД республики, автомобиль оказался на стоянке единственным, не принадлежавшим сотрудникам карабулакской милиции, и поэтому сразу вызвал у них подозрения. После этого территория автостоянки была оцеплена, а на место событий были вызваны саперы. Но взорвался заминированный автомобиль еще до их приезда.

«Примерно в 9.12 напротив здания ГОВД после оцепления сотрудниками милиции места происшествия сработало втрое взрывное устройство, начиненное дополнительными поражающими элементами и заложенное в припаркованном на автостоянке автомобиле марки ВАЗ-21112 с государственными регистрационными знаками 006 RUS 05», -- сообщили в республиканском СКП. По данным Генпрокуратуры, в результате легкие ранения получили еще четыре человека -- и.о. прокурора Карабулака, два рядовых милиционера и помощник оперативного дежурного ГОВД. Чуть позже стало известно, что также пострадал и один местный житель. «Кроме того, прилегающим к месту происшествия зданиям и пяти автомобилям причинен значительный ущерб», -- добавили в республиканском СКП. По предварительной оценке экспертов, мощность заложенной в автомобиле взрывчатки составила около 50 кг в тротиловом эквиваленте.

По факту взрывов в Карабулаке республиканское управление СКП возбудило уголовное дело по пяти статьям УК РФ -- посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, терроризм, умышленное уничтожение или повреждение имущества, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и незаконный оборот взрывчатых веществ.

Прокурор Ингушетии Юрий Турыгин заявил вчера, что «рассматриваются версии совершенного преступления, изучается вопрос, кто стоит за терактом и где находятся его организаторы». По его мнению, «теракты в московском метро, в Кизляре и в городе Карабулак -- звенья одной цепи». По словам г-на Турыгина, «необходимо установить, откуда приехала машина, на которой находился террорист-смертник». «Машина была с дагестанскими номерными знаками, и вряд ли она, начиненная взрывчаткой, могла проехать через многочисленные блокпосты с территории Дагестана», -- предположил прокурор. По его мнению, автомобиль был подготовлен где-то на территории Ингушетии. «Дагестанские номерные знаки, вероятно, были использованы террористами для того, чтобы пустить следствие по ложному следу», -- заявил г-н Турыгин.

Соболезнования родным погибших и пострадавшим вчера выразил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. «Президент Ингушетии распорядился оказать материальную помощь семьям погибших по 1 млн руб., семьям раненых -- по 50 тыс. руб.», -- сообщили в пресс-службе главы Ингушетии.

Кроме того, вчера стали известны новые подробности расследования терактов в московском метро, где две террористки-смертницы 29 марта произвели взрывы на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», в результате которых погибло 40 и пострадало более 80 человек. Ранее следователи установили личность одной из смертниц -- ею оказалась 17-летняя жительница села Костек Хасавюртовского района Дагестана Дженнет Абдурахманова, подорвавшая себя на станции «Парк культуры». Выяснилось, что она была вдовой одного из лидеров дагестанских боевиков Умалата Магомедова (Аль-Бара), который был уничтожен в ходе спецоперации 31 декабря прошлого года.

Личность второй террористки официально пока не установлена, однако в понедельник появилась версия, что ей могла быть жительница села Балахани Унцукульского района Дагестана 28-летняя Марьям Шарипова. Житель этого села Расул Магомедов по фотографиям голов смертниц, которые попали в СМИ, узнал в одной из них свою дочь. По словам г-на Магомедова, его жена и дочь утром 28 марта отправились на рынок в Махачкалу. Днем того же дня Марьям сказала матери, что пойдет навестить подругу. Несколько часов спустя она позвонила матери, сообщила той, что у нее все в порядке, и обещала сама вернуться домой. С тех пор родные Марьям Шарипову больше не видели. Журналисты выяснили, что предполагаемая смертница в 2005 году с отличием окончила Дагестанский педагогический университет, получив два высших образования -- по психологии и математике. После учебы она вернулась в Балахани к родителям и с 2006 года преподавала информатику в местной школе. В конце минувшей недели Расул Магомедов написал заявление в прокуратуру Унцукульского района, изложив в нем все обстоятельства исчезновения дочери. По данным СМИ, в тот же день в село приехали милиционеры, которые опросили родственников пропавшей, забрали фотографии ее самой и ближайших родственников, а также изъяли ее личное дело из школы, где работала учительница.

В случае если экспертиза ДНК подтвердит, что второй террористкой была г-жа Шарипова, может быть поставлена под сомнение официальная версия следствия, согласно которой смертницы приехали в Москву на автобусе из Кизляра. Путь из Дагестана в столицу занимает порядка полутора суток, а еще днем 28 марта, менее чем за сутки до взрыва, она находилась в Махачкале.

Пропавшая учительница была не замужем и, по словам ее родственников, хоть и была набожным человеком, никогда не придерживалась радикальных убеждений. Однако менее чем за месяц до терактов в Москве, 4 марта, Расула Магомедова, по его словам, возили на прием к главе МВД Дагестана Али Магомедову. Несмотря на то что встреча так и не состоялась, отцу учительницы сообщили, что у министра есть информация, что его дочь Марьям является женой лидера губденского джамаата Магомедали Вагабова.

Получить подтверждение этой информации в правоохранительных органах Дагестана вчера не удалось.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Теракты в России