Рецепт спасения реформы технического регулирования в РФ, предложенный в статье «Бомбы для промышленности», может оказаться актуальным и при решении проблем начавшего работу Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Речь идет о том, чтобы из сферы технического регулирования, охватывающей все виды продукции, выделить технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах и в выделенной сфере отказаться от технических регламентов, сделав выбор в пользу совершенствования отраслевых правил безопасности (ОПБ).
Достоинством отраслевых правил безопасности (а их несколько сотен) является комплексный подход к обеспечению безопасности опасных производственных объектов. Совместные усилия технических специалистов Таможенного союза могут быть направлены на совершенствование ОПБ путем установления и обновления по мере необходимости как требований (со ссылками на соответствующие обязательные стандарты) к техническим устройствам, так и требований по обеспечению безопасности технологических процессов.
Отраслевые правила безопасности -- те документы, которые на протяжении десятилетий объединяли усилия специалистов стран бывшего СССР. Они хорошо известны всем участникам процесса и могут служить великолепным уже реально существующим заделом для создания единой или, если угодно, общей нормативной базой Таможенного союза.
Так, в свое время правила безопасности в угольных шахтах разрабатывались рабочей группой ведущих и признанных специалистов отрасли, представляющих работников органов Госгортехнадзора, угольных шахт, акционерных обществ, научно-исследовательских, проектных и проектно-конструкторских институтов России, Украины, Казахстана. Кроме того, в работе участвовала авторитетная редакционная коллегия, возглавляемая начальником Госгортехнадзора. Каждая новая редакция правил была составлена с учетом положений редакции предыдущей, но содержала изменения и дополнения, направленные на повышение безопасности работ.
Другими словами, любые правила безопасности -- это живой документ, который ответственно актуализировался государством. Ключевая роль в актуализации упомянутых правил безопасности отводилась прикладным научно-исследовательским институтам, работавшим на отрасль: МакНИИ (основан в 1927 году), ВостНИИ (1960), ВНИИВЭ (1959) и др. Знания, полученные за многие годы исследований, позволили создавать нормативные документы, исполнение которых на практике обеспечивало оптимальный уровень безопасности при проведении горных работ.
Правила безопасности были руководящим документом для работников министерства и производственных объединений по добыче угля, заводов -- изготовителей оборудования для угольных шахт, органов надзора всех уровней, шахтеров, студентов вузов и профессионально-технических училищ. В конечном итоге обеспечивался высокий уровень безопасности работ в угольной промышленности. Это положительный опыт и сейчас достойный тиражирования.
Сегодня же нашим брендом, к сожалению, нередко становится не вполне осмысленное копирование чужого опыта. Пора, наконец, понять, что технические регламенты являются неживыми не имеющими привязки к производству документами, не поддаются оперативной актуализации, что они сдерживают инновационные процессы, развитие прикладной науки, рост научных кадров. В силу того, что в технических регламентах не учитываются важнейшие технические детали, имеющие ключевое значение для обеспечения качества продукции, промышленной безопасности, они не могут выполнить возлагаемую на них миссию -- служить заслоном от появления на рынках опасной продукции.
Устранение барьеров в международной торговле на основе такой нормативной базы превращается в опасный лозунг для всех участников рынка, поскольку таит в себе многочисленные аварийные угрозы проявления неучтенных рисков при нулевой ответственности разработчиков технических регламентов.
Для участников Таможенного союза жизненно важно вернуться к непрерывной кропотливой ответственной работе над совершенствованием ОПБ (актуализация правил была заморожена в России в 2003 году), иначе в выделенной сфере регулирования неизбежна деградация интеллектуального потенциала, утрата партнерских отношений с остальным миром. Еще со школьной скамьи известно, что двоечники, списывающие все подряд у других, не получают знаний и не удостаиваются уважения окружающих.