Время новостей
     N°57, 06 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2010
Нужно вернуть
Авиационные тарифы не понравились ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера предписала авиакомпаниям, работающим на внутреннем российском рынке, прекратить практику продажи билетов по «безвозвратным» тарифам. Кроме того, ФАС установила, как говорится в опубликованном ею заявлении, что «может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков». До 30 апреля авиакомпании должны проинформировать службу о мерах, принятых ими для обеспечения баланса интересов авиакомпаний и потребителей.

Первая реакция представителей крупных российских авиакомпаний -- «безвозвратных» тарифов они не применяют. Однако поскольку сложность и запутанность алгоритмов формирования клиентских тарифов уже стали неотъемлемой чертой мировой (в том числе и российской) коммерческой авиации, вопрос о степени «возвратности» тарифов многих российских авиаперевозчиков может оказаться как минимум спорным.

В опубликованном вчера заявлении ФАС констатировала: «Применяемая на воздушном транспорте система формирования тарифов характеризуется множественностью тарифов и условий их применения, сложной структурой стоимости перевозки (тариф плюс сборы). Тарифы описываются в специальных терминах и подлежат кодировке, вследствие чего полная тарифная информация является довольно сложной для лиц -- потребителей транспортных услуг».

Серьезные претензии вызвала у службы практика применения тарифов, исключающих возврат денег в случае, если пассажир отказывается от исполнения договора перевозки (в том числе и заблаговременно предупредив об этом авиакомпанию). Такие тарифы, кстати, широко применяются авиаперевозчиками по всему миру. Обычно это самые дешевые тарифы. Авиакомпании рассматривают возможность вернуть деньги за неиспользованный билет как дополнительную услугу (или страховку). Пассажиры, желающие иметь такую возможность, должны оплатить ее в форме более высокого тарифа. Те, кто предпочитает дешевые билеты, должны примириться с потерей уплаченных денег в случае изменения их планов.

Однако в России, как указала вчера ФАС, действует ст. 108 Воздушного кодекса РФ, закрепляющая право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку. Аналогичное положение содержится в Правилах формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года №155. Исходя их этого, ФАС потребовала от авиаперевозчиков «исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки».

«Невозвратных тарифов у нашей авиакомпании и нет», -- почти единодушно заявили вчера газете «Время новостей» представители ведущих авиакомпаний России. Однако «степень возвратности» действующих тарифов не вполне соответствует нормативным актам, на которые ссылается ФАС.

Об отсутствии «проблемы невозвратности» в авиакомпании S7 вчера сообщила нашей газете пресс-секретарь перевозчика Ирина Колесникова. Однако в системе тарифов PO-LE-TE-LY, применяемой компанией, за возврат билетов ранее чем за 24 до вылета предусмотрен сбор в 10--20% стоимости (зависит от тарифа) плюс фиксированная сумма 400 руб. Это явно не соответствует принципу «получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму», закрепленному Воздушным кодексом. При возврате билетов менее чем за 24 часа до вылета S7 практикует дополнительный сбор в 5--25% стоимости. Принципиально схожую систему штрафов использует авиакомпания SkyExpress, рекламирующая себя как первый в России авиаперевозчик-дискаунтер. Там при отказе от перевозки за 24 часа и более пассажир теряет фиксированную сумму в 519 руб. с билета, позже -- 519 руб. плюс 25% тарифа. По международным меркам такие штрафы еще довольно гуманны, однако согласно действующим в России нормам они очень похожи на «ущемление интересов потребителей».

Михаил КУКУШКИН