В рамках визита премьера Владимира Путина в Венесуэлу президент российского автогиганта «АвтоВАЗ» Игорь Комаров
(на снимке) и руководство венесуэльской корпорации Corpivensa в Каракасе подписали соглашение о намерении открыть в этой стране сборочное производство автомобилей Lada. Пока же, согласно другому подписанному соглашению с венесуэльской госкомпанией Suvinca, «АвтоВАЗ» поставит в Венесуэлу 2250 автомобилей Lada. Как сообщали ранее в «АвтоВАЗе», речь идет о машинах Lada Kalina.
В июне прошлого года на саммите организации договора «Петрокарибе», которая объединяет 18 латиноамериканских государств, Уго Чавес рассказал, что в первой половине 1990-х годов у него была Lada, на которой он проехал всю Венесуэлу, но после развода оставил ее бывшей жене. «Это хорошая, красивая, дешевая, народная автомашина», -- сказал тогда г-н Чавес.
Между тем в 2009 году продажи российского автогиганта в целом снизились по сравнению с 2008 годом на 44%, до 349,49 тыс. машин, тогда как производственные мощности позволяют выпускать свыше 800 тыс. автомобилей в год. Совет директоров «АвтоВАЗа» 10 марта одобрил бизнес-план до 2020 года, предусматривающий рост производства к концу этого периода до 1,2 млн машин в год и объем инвестиций за десятилетие до 3 млрд евро.
Сейчас «АвтоВАЗ» ожидает выделения очередного объема госпомощи в размере 28 млрд руб. для расчета с кредиторами -- Сбербанком и ВТБ. На счетах «Ростехнологий» (владеет 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа») уже находится 28 млрд руб., предоставленных российским правительством в конце прошлого года на погашение долга. Но, как пояснил в пятницу журналистам глава автогиганта г-н Комаров, в постановлении правительства о выделении компании помощи в таком объеме значились два условия: утверждение бизнес-плана до 2020 года и достижение договоренности с банками о реструктуризации задолженности. «Со Сбербанком и ВТБ договоренности достигли в полном объеме», -- пояснил глава компании, подчеркнув, что и бизнес-план до 2020 года утвержден советом директоров компании и согласован с правительством во второй половине марта.
В целом, по словам г-на Комарова, программа заимствований «АвтоВАЗа» до 2020 года составляет 43--45 млрд руб., включая 28 млрд рублей.
Ранее источник газеты «Время новостей» сообщал, что правительство выдаст госкорпорации беспроцентную ссуду для расчетов со Сбербанком и ВТБ. Г-н Комаров в свою очередь подтвердил появившуюся ранее неофициальную информацию о том, что компания погасит эти кредиты без дисконта. Впрочем, по его словам, это произойдет только для того, чтобы занять аналогичную сумму. «Мы им погашаем, а они открывают кредитную линию на пять лет по льготной ставке на всю сумму погашения», -- приводит агентство Reuters слова президента АвтоВАЗа. Источники же погашения оставшихся 10 млрд руб. долга автогиганта, по словам г-на Комарова, будут определены позднее.
В настоящее время задолженность завода перед банками, в том числе перед Сбербанком и ВТБ, составляет 38 млрд руб. Крупнейшими банками-кредиторами «АвтоВАЗа» помимо Сбербанка и ВТБ являются также «Глобэкс» и Газпромбанк. Помимо банковской задолженности компания должна 37 млрд руб. «Ростехнологиям». По словам г-на Комарова, окончательное соглашение о реструктуризации долга должно быть подписано в ближайшее время, но все будет зависеть от того, как быстро «Ростехнологии» переведет деньги «АвтоВАЗу» и будут оформлены все документы.
Конечно, в такой ситуации речи о выплате дивидендов не идет. Г-н Комаров рассказал журналистам, что «АвтоВАЗ» не планирует делать это «в ближайшие годы». На операционную же прибыль автогигант планирует выйти лишь с 2011 года. «Тогда у нас будут источники, но акционеры будут решать, куда их направлять: на развитие или на дивиденды», -- пояснил глава компании.