Время новостей
     N°56, 05 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2010
Кто кого?
Новый конфликт в Театре Вахтангова
Скандалы под сенью Мельпомены и Талии продолжаются: еще не затихли бои в Театре Станиславского, где труппа пошла войной на нового худрука Александра Галибина (несколько дней назад эта тема была «подогрета» известием о пожаре в театральном здании), и вот уже в новую стадию вступил конфликт в Театре Вахтангова. В конце прошлой недели администрация во главе с директором Сергеем Сосновским в полном составе подала заявление об уходе.

Напомню, что год назад выявилось жаркое противостояние существенной части труппы Вахтанговского театра новому худруку, знаменитому литовскому режиссеру Римасу Туминасу. Министерство культуры, и в первую очередь министр Александр Авдеев, тогда варяга поддержало и не дало свершиться расколу. Благодаря этому осенью Вахтанговский театр сыграл новую премьеру Туминаса -- «Дядю Ваню», который до сих пор считается одним из главных фаворитов сезона. Теперь оказывается, что старый конфликт не исчерпан, вернее, что он гораздо шире, чем предполагалось вначале. И не ограничивается творческим недовольством части труппы, считавшей художественные методы Туминаса чуждыми вахтанговской традиции.

Стало известно, что увольнению администрации предшествовал поход директора театра в Министерство культуры, в результате которого, судя по всему, Сосновскому не удалось добиться от Авдеева или каких-то других высоких чиновников того, на что он рассчитывал. Таким образом, демарш с увольнением всей команды -- это уход в стиле «хлопнем дверью», то есть не столько попытка решить проблему, сколько жест оскорбленного.

Год назад Министерство культуры в подтверждение правильности своей первоначальной ставки на Туминаса продлило с ним контракт до нынешней весны. Но типы контрактов, которые Минкульт заключает с администрацией федеральных театров (отдельно с директором и отдельно с худруком), имеют разные варианты. И тот вариант, что был предусмотрен прежним контрактом, отдавал решающую роль директору. Вероятно, обилие конфликтов между финансовыми и творческими руководителями театров по всей России, в результате которых очень часто побеждают хозяйственники, вынудил Минкульт в очередной раз пересмотреть свои взгляды на руководство театрами. И недавно министерство заключило с Туминасом новый контракт (до 2013 года), где права в принятии административных решений у директора и худрука по меньшей мере сравнялись. После этого, как говорят, команда Сосновского стала бойкотировать решения Туминаса.

Поскольку в театре новый конфликт руководства комментировать отказываются, о том, что именно стало главной причиной взрыва, приходится только гадать. Кто-то говорит о сложной ситуации с зарплатами актеров (впрочем, предположение о том, что в театре, где работает столько звезд, их труд оплачивается унизительно низко, не очень убедительно). Кто-то предполагает, что администрация не могла смириться с потерей полной финансовой власти во время реконструкции здания. Так или иначе система государственного управления культурой снова продемонстрировала свою несостоятельность. Лично чиновников упрекнуть не в чем -- в истории с конфликтом в Вахтанговском Минкульт вел себя корректно. Но ясно, что сама старая советская система назначений и снятий, при которой конфликты привычно решаются не переговорами и компромиссами, а походами к начальству, изжила себя.

Глеб МЫШКИН
//  читайте тему  //  Театр