|
|
N°51, 29 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Популярная механика премиального процесса
Вручены первые премии Сергея Курехина
В прошедший четверг в по-прежнему плохо отапливаемом зале бывшего кинотеатра «Прибой», опоздав с началом на час и затянувшись до полуночи, состоялась церемония вручения первой премии Сергея Курехина. Носящая имя одного из наиболее оригинальных российских композиторов ХХ века инициатива предположительно должна была ориентироваться на искусство мультимедийное и междисциплинарное, как правило, выпадающее из поля зрения традиционных институций, что внушало определенные надежды. Получилось, однако, как в сакраментальной фразе первого российского премьера -- то есть как всегда.
Вопросы стали возникать уже на уровне шорт-листа: например, Гран-при премии, согласно положению, вручался за «синтетический проект с участием живой музыкальной составляющей». Таковая составляющая из четырех финалистов имелась только у украинской этногруппы «Даха Браха», в результате Гран-при и получившей. А про «синтетичность», по-видимому, и вовсе никто не вспомнил, если только под ней не подразумевалось видеосопровождение выступления киевлян, давно уже ставшее общим местом среди претендующих на «интеллектуальность» музыкантов. И совсем уж конфуз случился с другой нетривиальной номинацией -- «Поэтический перфоманс». Объявлявший победителя Марат Гельман сказал, что договорился с правительством Пермского края об издании сборника победителя. Так что в ближайшее время следует ожидать выхода новой книги...Корнея Ивановича Чуковского! Поскольку победителем был признан перфоманс Андрея Бартенева с картонными банными принадлежностями, утюгом и крокодилом, отплясывающими под отрывки из «Мойдодыра».
Тем не менее не хотелось бы сводить пафос этого текста к извечному «опять наградили не тех». Прежде всего потому, что это не так. Совершенно бесспорным представляется лауреатство в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» Петра Белого с инсталляцией «Тишина» -- этакой фанерной сверхновой, «одеревенелым взрывом», по меткому выражению Александра Боровского. Выбор «Б.У. Кашкин-феста» Елены Олейниковой и Агаты Иордан в качестве «Лучшего кураторского проекта» несколько менее очевиден. Его пермское происхождение, вкупе с присутствием в шорте сильного конкурента (футуристической сайнс-арт выставки Дмитрия Булатова «Наука как предчувствие») и Марата Гельмана -- в жюри, дают некоторый повод для спекуляций. Однако не вызывает сомнений, что этот остроумный проект, посвященный памяти екатеринбургского художника, философа и скомороха Евгения Малахина, вполне достоин приза.
Так что проблема не в «неправильных» лауреатах, она шире -- в отсутствии у организаторов внятного представления о задачах самой премии. Поэтому в двух наиболее традиционных номинациях, где можно просто перенять опыт «старших товарищей», все в порядке. Стоит же пуститься в самостоятельное плавание, как начинаются нестыковки. Премия просто вручается автору или присуждается за конкретное произведение? Нет ответа, и потому в шорт-листах через запятую идут театральная труппа LIQUID THEATRE в полном составе и реконструкция «Симфонии гудков». Премия должна поддерживать молодое искусство или закреплять статус уже состоявшихся художников и музыкантов? Нет ответа, и потому в номинации «Этномеханика» питерские фолк-группы с предсказуемым результатом «соревнуются» с легендарной тувинской певицей Саинхо. А наравне с конкурсными номинациями (подавать работы в которые имели право сами авторы) вручается премия «За вклад в развитие современного искусства» (Олегу Каравайчуку) и специальная посмертная премия основателю SKIF Борису Райскину. Складывается ощущение -- не в последнюю очередь из-за безобразной организации события, -- что ЦСИ им. Сергея Курехина вообще не очень понимает, чем он хочет быть: солидной институцией, устраивающей фестивали и учреждающей премии, или вольной тусовкой единомышленников. Очевидно, однако, что усидеть на этих двух стульях ему не удастся.
Вадим КЕЙЛИН, Санкт-Петербург