Страны Таможенного союза (ТС) имеют разные подходы к модели интеграции национальных систем стандартизации, подтверждения качества продукции и лицензирования в рамках подготовки к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), на котором с 1 января 2012 года должны свободно перемещаться люди, товары и услуги. Стороны не могут договориться, согласовывать ли им национальные стандарты или переходить на надгосударственные.
Очередное заседание совета глав правительств стран -- участниц Таможенного союза состоится 21 мая, сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на прошедшей вчера в Москве конференции «Техрегулирование-2012. Инструментарий формирования ЕЭП». Как известно, Россия рассматривает ТС в качестве первого шага к формированию к 2012 году Единого экономического пространства. С этой целью сейчас готовится к ратификации единый таможенный кодекс. По словам г-на Шувалова, «с 1 июля 2010 года ТС начнет в полном объеме функционировать в классическом виде». Для создания ЕЭП сторонам надо заключить 20 базовых соглашений: по основам макроэкономики, по единым правилам конкуренции, единым правилам субсидирования в сельском хозяйстве, промышленности, о допуске к транспортной, энергетической инфраструктуре.
В 2010 году будет завершена и работа по созданию нормативной базы для технического регулирования. Как уточнил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, к 1 января 2011 года должен появиться общий знак («может быть, из трех букв»), подтверждающий соответствие качеству. «Несмотря на большую критику, которой подвергаемся, мы проводим последовательную работу по расширению списка видов деятельности, товаров и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации и декларированию», -- мужественно отчитался г-н Шувалов. «Нам поставлены жесточайшие сроки, и работа фантастически трудная», -- поддержал коллегу г-н Христенко.
Но убежденности, что задуманное удастся претворить в жизнь, нет. В движении к этому есть еще «много нерешенных вопросов и развилок, которые предстоит пройти», признал Виктор Христенко. По его словам, главный вопрос: «Какое пространство мы строим -- единого или общего технического регулирования?»
Интегрироваться три страны собираются не только на пространстве ЕврАзЭС, но и на основе гармонизации экономического законодательства с ЕС, перехода к европейским техническим регламентам, «создания с ЕС общего, не путать с единым, пространства взаимодействия», как уточнил Виктор Христенко. Россия уже приняла решение признать 13 технических регламентов Казахстана, в ближайшие недели будут признаны десять директив ЕС и один технический регламент Белоруссии.
Координировать свои действия страны ТС также решили с использованием европейского опыта. По словам г-на Шувалова, они «адаптируют цивилизованные нормы ВТО и ЕС» при формировании наднациональных органов. Первый из них -- комиссия ТС -- создан для определения и администрирования импортных пошлин в рамках ТС. Возможно, он станет ключевой площадкой и для технического регулирования.
«Национальные акты технического регулирования никому не нужны. Нам необходимо конвертировать их в международные соглашения, обязательные для трех стран», -- решительно заявил г-н Шувалов. Но одна из ключевых проблем -- кому будет принадлежать компетенция в утверждении единых правил: либо единые соглашения будут ратифицироваться национальными властями трех стран, либо полномочиями по их принятию будет наделена комиссия ТС.
Стороны пока не пришли к единому мнению и по общему принципу интеграции систем национальных стандартов. Белоруссия выступает за создание единой системы технического регулирования, единых технических регламентов. «Надо приостановить разработку национальных технических регламентов, которые зачастую только создают дополнительные экономические барьеры, и сосредоточить внимание на разработке 38 единых технических регламентов в рамках ЕврАзЭС, перечень которых утвержден в 2009 году в Санкт-Петербурге», -- потребовал вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков, который, по его словам, «успел состариться на ниве интеграции».
В отличие от Белоруссии Казахстан выступает за переход не к единой, а к унифицированной системе технического регулирования. Первый вице-премьер Умирзак Шукеев предлагает партнерам воспользоваться для этого казахстанским опытом, «взять за основу аналогичные казахстанские регламенты, разработанные на основе директив ЕС». Очевидно, что Астане не хотелось бы отказываться от большой работы: страна уже утвердила 65 из 97 намеченных к разработке технических регламентов.
На европейской ориентации настаивает и Минск. «Белоруссия имеет одну из самых открытых экономик на пространстве СНГ и Европы. Мы находимся в очень большой зависимости от импорта, чтобы переработать эту ресурсную базу и потом все продать, оставив себе совсем чуть-чуть на кусок хлеба, желательно с совсем небольшим куском масла, -- заявил белорусский вице-премьер. -- Поэтому Белоруссия очень заинтересована, чтобы никаких серьезных проблем не возникало в движении товаров при нашей внешнеэкономической деятельности. Устранение многочисленных барьеров в торговле и различий во всех сферах регулирования стало особенно актуально в условиях мирового экономического кризиса».
Поэтому г-н Кобяков считает, что техническое регулирование должно стать только первым этапом интеграции, за которым последует введения единого санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, «общие модели регулирования различных отраслей экономики».
После конференции при общении с журналистами Игорь Шувалов пообещал своему белорусскому коллеге последовательную отмену всех барьеров, мешающих развитию товарооборота. Однако никакой гарантии, что взаимных споров не будет, не дал. Национальные органы власти и в рамках ТС, и в рамках ЕЭП «сохранят возможность применения специальных мер защиты» в случае возникновения угрозы для их продовольственных рынков, право на введение защитных барьеров и в том случае, «если одно из государств будет субсидировать те виды продукции, по которым не было такой договоренности».
Тема административного регулирования оказалась весьма больной для российской стороны. «Техническое регулирование -- это давно проблема не безопасности наших граждан, а дополнительных барьеров, которые позволяли большому количеству людей кормиться путем незаконных поборов», -- заявил Игорь Шувалов.
Андрей Кобяков разделил озабоченность российских коллег. «Процесс унификации каждого направления регулирования протекает достаточно сложно, что связано не только с преодолением национальных традиций, но и с сопротивлением определенных структур, стремящихся сохранить свои возможности и рычаги управления», -- заявил белорусский вице-премьер. Хотя скорее всего он имел в виду не своих чиновников.
В европейской модели техническое регулирование -- сфера государственно-частного партнерства. По словам главы представительства ЕС в РФ Фернандо Валенсуэлы, частный сектор помогает разрабатывать стандарты и создавать инструментарий для контроля над их соблюдением. Разработка стандартов, аккредитация сертификационных центров, сам процесс сертификации продукции находятся вне зоны действия государственных структур, подтвердила директор по международным отношениям французской ассоциации обеспечения качества Флоранс Николя. Это дело бизнеса, который существует за счет продажи сертификатов различным промышленным отраслям и компаниям. Роль государства -- это создание правовой основы и надзор за рынком.
В Европе используется принцип: один технический регламент -- один стандарт -- один сертификат для всех стран ЕС. Но г-жа Николя особо обратила внимание, что одной из основ единого европейского пространства технического регулирования является Европейский суд, решения которого обязательны для всех членов ЕС. Именно он следит за отсутствием между странами торговых барьеров, пресекая попытки воздвигнуть их, в том числе с помощью технических регламентов. В рамках Таможенного союза также предполагается создание экономического суда
(о попытке Минска использовать судебный инструментарий в борьбе с российскими барьерами читайте на стр. 1 и 7).
Возможные последствия интеграционных усилий в сфере технического регулирования для бизнеса трех стран можно было увидеть в ролике, который прокрутили перед участниками конференции. Из него следовало, что по европейским правилам право на перемещение по территории стран ЕС имеет только та продукция, которая отвечает единым стандартам соответствия качеству и безопасности. То есть продукция, отвечающая только национальным стандартам, окажется запертой в национальных границах.