|
|
N°50, 26 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А я иду, шагаю под Москвой
Инвестиционные проекты под Пушкинской площадью вновь стали актуальны
Надежды на то, что экономический кризис будет «способствовать к украшенью» Москвы, остановив многие инвестиционные проекты, не оправдываются. Напротив, дело пошло по худшему из сценариев: немногочисленные инвесторы теперь настолько любимы городской властью, что возродились к жизни самые нелепые проекты. Об этом свидетельствует состоявшееся во вторник заседание экспертного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС), на котором рассматривался проект создания под Пушкинской площадью транспортного тоннеля и многофункционального комплекса.
У проекта длинная история. В начале 2006 года появились сообщения, что Пушкинская площадь доживает в привычном виде последние дни. Еще в 2002 году московское правительство совместно с турецкой компанией MNG Holding создало ОАО «Торгово-досуговый центр «Тверской», которое разработало проект, предполагающий строительство тоннеля между Тверским и Страстным бульварами, подземного паркинга и торгового центра. Однако тогда, в 2006-м, благодаря принципиальной позиции ЭКОСа было решено, что проект нуждается в коренной переработке. Теперь та же идея, практически без изменений, была вновь явлена общественности.
То есть, строго говоря, изменения есть, но они никак не касаются Пушкинской площади и памятника садово-паркового искусства «Тверской бульвар»: деревья по его флангам будут удалены, центральная аллея, которая сегодня выходит на широкое пространство площади, упрется в двери торгового комплекса, общий ландшафт местности изменится. Надо ли говорить, что ничего из перечисленного не только не разрешено законом о сохранении культурного наследия, но, по сути дела, уничтожает один их немногих памятников, что формирует московский облик.
Представлявший проект директор ООО «Инжстройпроект» Давид Утевский отметил, что теперь назначение объекта изменилось: из торгового комплекса он превратился в транспортно-досуговый центр, на 20% сокращены коммерческие площади и увеличено количество площадей «некоммерческих» -- за счет таких новых составляющих, как подземный каток и многозальный кинотеатр. Всего будет построено около 100 тыс. кв. м, из которых значительную часть займет еще один «социальный объект» -- паркинг на 800 машиномест.
Обсуждение длилось почти четыре часа, хотя могло бы занять десять минут. Именно столько времени заняло выступление члена президиума ЭКОСа, архитектора с огромным стажем Зои Харитоновой, которая прямо сказала о том, что «в проекте нет никакой идеи -- вчера бутики и магазины, сегодня -- каток, что будет завтра?». Идеи нет, и обсуждать нечего, однако вероятность того, что завтра на Пушкинской площади появится строительная техника, существует. Поэтому назовем основные доводы экспертов, ни один из которых в пользу проекта не высказался.
Данная зона -- средоточие археологических памятников. Это и фундаменты Страстного монастыря, и, возможно, сохранившиеся стены Белого города. Авторы проекта утверждают, что эти объекты удастся раскрыть и органично вписать в комплекс, однако сделать это невозможно по одной причине -- этической. Как ни располагай автостоянку под храмом, ничего хорошего из этого не выйдет.
В близости от Пушкинской площади находятся 13 театров, добраться до которых сегодня не составляет никакого труда. В случае реализации проекта придется идти коридорами подземного комплекса -- мимо магазинов, катка, поднимаясь и спускаясь по многочисленным лестницам. С площади будут сняты троллейбусные стоянки, убраны светофоры, передвигаться можно будет только под землей. То есть в качестве общественного пространства это место, имеющее для Москвы особую духовную значимость, будет потеряно. Плюс риск для окружающих зданий, большинство из которых пока еще жилые. Плюс то, что сами строительные работы надолго вычеркнут это место из городского пространства и создадут глобальные пробки.
Ради чего нужно идти на столь отчаянные меры? Ответов не было. Даже транспортный вопрос, ради которого вроде бы все затеяно, здесь не решается, так как организовать бессветофорное движение на всем протяжении Тверской невозможно, работающие сегодня светофоры на Пушкинской служат к распределению потока. Всю нелепость затеи отражает цена вопроса: в 10 млн долл. оценивается транспортный тоннель, в то время как весь проект имеет ориентировочную стоимость 400 млн долл. То есть если бы свести дело к тоннелю (Зоя Харитонова предлагает развернуть его вдоль Тверской, не затрагивая бульвары), то, возможно, город сам бы с этим справился, без «инвестиционной составляющей»?
Для сравнения проектов 2006 и 2010 годов были повещены рядом четыре планшета, показывающие будущий вид со стороны Тверского и Страстного бульваров. В новом проекте комплекс нарисован более приземистым -- вся разница. Авторы говорят, что он совсем не «вылезет наружу». Подобные обещания давались всякий раз при подземном строительстве в Москве и пока ни на одной площади выполнены не были. Вентиляционные шахты, деревья в кадках и потоки машин под землю и обратно -- кому придет в голову назначать здесь свидания?
Жители окрестных домов, организовавшиеся в движение «Пушкинская площадь», собрали 50 тыс. подписей для того, чтобы это место оставили в покое. На заседание ЭКОСа пришли представители всех без исключений общественных организаций, ратующих за сохранение исторической Москвы. Для противовеса пригласили группу так называемой «молодежи Центрального округа» -- мальчиков и девочек, сообщивших экспертам, что, хотя живут они на Таганке, каток под Пушкинской площадью им жизненно необходим. «А в 13 этих... театров можно попасть и из-под земли, по указателям», -- сказал один из них.
К сожалению, эксперты были осторожны в оценках -- многих действующих зодчих сдерживало присутствие главного архитектора Москвы Александра Кузьмина. Каждый приводил свои доводы, которые сводились к тому, что над проектом еще нужно много работать, прежде чем на Пушкинскую площадь приедут экскаваторы. А там, глядишь, времена переменятся, и проект умрет сам собой.
Но бывают ситуации, когда необходимо сказать решительное «нет». Пушкинская площадь -- это как раз тот случай. Без лишней риторики эту мысль высказал градостроитель с мировым именем, академик архитектуры Юрий Бочаров: «Из этого и многих других проектов мы можем извлечь один урок: исторический центр не место для инвестиционных проектов, поскольку возникает конфликт интересов. Бюджет Москвы больше бюджета всей Украины. Столь богатый город вполне может решить свои проблемы сам, на собственные средства».
Александра ТОЛСТИХИНА