|
|
N°49, 25 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жалобный процесс
Президент и судьи Ингушетии обменялись обвинительными письмами
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, как вчера стало известно, обратился в Верховный суд (ВС) России с просьбой прислать из Москвы комиссию для проверки работы республиканских судов и сменить председателя ВС Ингушетии Михаила Задворнова. Это обращение, как выяснилось, он направил еще месяц назад. Появилось оно причем после не менее скандального постановления Совета судей Ингушетии, направленного президенту Медведеву, в котором они пожаловались на давление со стороны г-на Евкурова. В нем ингушские судьи заявили, что глава республики якобы намеренно дискредитирует судейский корпус региона, обвиняя его в недобросовестности и коррупции, с целью сменить неугодных ему судей, и в первую очередь г-на Задворнова.
Постановление, которое Совет судей Ингушетии направил президенту России Дмитрию Медведеву, генпрокурору Юрию Чайке и главе ВС РФ Вячеславу Лебедеву, датируется 12 февраля этого года, однако известно о нем стало только сейчас. Его текст появился на сайте Совета судей России лишь во вторник. В нем судьи пожаловались на давление, которое, по их мнению, оказывает на них глава республики Юнус-Бек Евкуров.
Президент Ингушетии ранее действительно не раз выступал с публичной критикой судебной системы республики. В частности, в одном из интервью он сказал, что борьба с коррупцией в Ингушетии не дает результатов из-за «недобросовестности и нечистоплотности» некоторых судей. «Нет никаких результатов. Когда прокуратура, следственный комитет и простые оперативники день и ночь копают и находят материалы, и все подается в суд, то суды почему-то всех выпускают, -- сказал он. -- Люди, которые свыше ста миллионов бюджетных средств похитили, в старые советские времена подлежали расстрелу, а здесь судья их выпускает, наказывая штрафом в 50, 60, 100, 300 тыс. руб., и, конечно, это трагично, это опасно. Судья, который выпускает мздоимцев, или преступник, который такие деньги ворует, хуже, чем десять хаттабов, вместе взятых».
Как сказано в документе, судейское сообщество Ингушетии поначалу никак не реагировало на необоснованные обвинения г-на Евкурова, «полагая, что со временем он приобретет необходимый опыт взаимодействия с различными государственными структурами, и будет придерживаться принципа разделения властей». Однако впоследствии, как пишут в постановлении ингушские судьи, г-н Евкуров отошел от критики отдельных судебных решений и постепенно стал «необоснованно обвинять всю судебную систему в коррупционности и потакании лицам, причастным к террористической деятельности». Это, по мнению председателя Совета судей Ингушетии Магомеда Даурбекова, не могло не вызвать соответствующую реакцию с их стороны.
Как отметили судьи в постановлении, из многочисленных публичных заявлений г-на Евкурова следует, «что все усилия по нормализации общественно-политической обстановки в республике ни к чему не приводят из-за якобы противодействия судебной системы». «В некоторых выступлениях президент Евкуров прямо заявляет, что только в течение первой недели после совершения на него покушения судьи отпустили на свободу сотни преступников», -- говорится в документе.
По мнению республиканских судей, кампания по их дискредитации продолжается «несмотря на убийство двух заместителей председателя Верховного суда Ингушетии Яндиева и Газгиреевой, угроз от боевиков, вооруженных нападений на судей и т.д.» Все это в результате привело к тому, что «отдельные судьи стали опасаться принятия принципиальных решений по уголовным делам, имеющим общественный резонанс, и самоустраняться от рассмотрения дел данной категории». По мнению Совета судей, «необоснованная критика в адрес судебной власти направлена на ограничение независимости судей и замену неугодного главе республики председателя Верховного суда на лицо, ему послушное». Под этим постановлением подписались председатель Совета судей Ингушетии Магомед Даурбеков, его заместитель и трое членов совета.
Реакция президента Ингушетии на это постановление последовала незамедлительно. Через несколько дней г-н Евкуров отправил в Верховный суд России официальную просьбу прислать в Верховный суд Ингушетии комиссию из Москвы и сменить председателя судебного органа Михаила Задворного. Свою инициативу он объяснил коррумпированностью судебной системы республики. По словам г-на Евкурова, с первого дня руководства Ингушетией он обнаружил, что судебные решения принимаются за взятки: «Так, например, переселенцы из Чечни приобретали статус беженцев, но этот вопрос, конечно, мелкий по сравнению с тем, что на свободу по решению судов выпускались бандиты».
Президент Ингушетии также опроверг подозрения Совета судей в его стремлении назначить на должность председателя Верховного суда республики «своего человека» и отметил, что они беспочвенны. «Эти люди, которые сейчас жалуются на меня, сначала жаловались на председателя Верховного суда Ингушетии Задворного, а сейчас они его поддерживают, потому что он полностью попал под их влияние», -- сообщил г-н Евкуров. Касательно же своих резких высказываний в адрес ингушских служителей Фемиды г-н Евкуров подчеркнул, что его упреки в нечистоплотности касались лишь некоторых недобросовестных судей, а не всего судейского сообщества республики.
В свою очередь пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов сообщил, что Юнус-Бек Евкуров обратился к руководству ВС России, поскольку хочет навести порядок в судебной системе. По его словам, вопрос о неадекватной деятельности некоторых судей и некорректных приговоров поднимался президентом республики давно. «Достаточно посмотреть историю судебных решений по коррупционным делам за прошлый год. Было возбуждено 37 уголовных дел по коррупции, но ни один чиновник не понес заслуженного наказания -- все отделались либо штрафами, либо условными сроками. Естественно, такая ситуация в первую очередь подрывает авторитет государственной власти. У народа складывается определенное мнение, что суды заодно с властью. В сложившейся ситуации без должного доверия к органам государственной власти практически невозможно стабилизировать обстановку в республике», -- сказал г-н Ахильгов.
Впрочем, почему именно разгорелся конфликт между Юнус-Беком Евкуровым и Михаилом Задворновым, не совсем понятно, тем более что, по уверению многих, между ними складывались хорошие, чуть ли не дружеские отношения. Так, по мнению ингушского правозащитника Магомеда Хазбиева, «Евкуров был доволен Задворновым». Об этом же говорит и бывший советник главы Ингушетии адвокат Муса Плиев. «У них были нормальные отношения. Когда я работал с Евкуровым, никаких конфликтов между ними не было. Конечно, не обходилось без каких-то рабочих противоречий, но конфликтом это назвать нельзя», -- сказал он. По мнению г-на Плиева, сложившаяся ситуация в очередной раз показала, что судебная система, как в Ингушетии, так и во всей стране действительно «нездорова».
В свою очередь председатель совета судей Магомед Даурбеков и вовсе считает, что никакого конфликта нет. «Это постановление не несло в себе никакой другой цели, кроме как защитить судей от необоснованной дискредитации. В целом же ситуация у нас нормальная. Нам просто ничего не оставалось делать: ведь нас стали обвинять чуть ли не во всех проблемах, с которыми сталкивается республика, -- в расцвете коррупции и терроризма», -- заявил он.
Между тем в Верховном суде РФ пока никак не комментируют эту ситуацию. «Мы не изолированы от общества и знаем об этой проблеме, -- сказал пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов. -- Но пока мы воздерживаемся от комментариев до проведения разбирательства и прояснения сложившейся ситуации».
Сергей МИНЕНКО