|
|
N°49, 25 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все не так, ребята?
Перед Гран-при Австралии возникло много вопросов
Первые старты любого сезона всегда оставляют после себя больше вопросов, чем отвечают на те, что мучили все автоспортивное сообщество в межсезонье. Особенно после значительного обновления в правилах. Какие технические сюрпризы приготовили команды соперникам? Как повлияют на остроту борьбы изменения, которые пришлось внести в конструкцию шасси в соответствии с новым регламентом? Насколько оказались эффективны усилия, приложенные ФИА для увеличения зрелищности соревнований? Наконец, насколько оказались близки к реальности предстартовые прогнозы о соотношении сил после прошлогоднего глобального «переселения» пилотов по новым рабочим местам?
Гран-при Бахрейна оставил полновесное ощущение неопределенности. Она чувствовалась во всем: от начала -- того, сколько команд все-таки выйдет на старт, что будут представлять собой новички, и до конца -- когда возникли вопросы о необходимости введения таких неоднозначных изменений в правилах. Несмотря на то что в гонке хватало и напряженной борьбы, и драматических развязок, да и финальный аккорд в исполнении пилотов «Феррари» удался, этого оказалось недостаточно, чтобы выставить ей положительную оценку. Некоторые горячие головы даже назвали все происходившее в Сахире полным провалом, возложив всю ответственность на ФИА, вновь не угадавшую с нововведениями.
Не только болельщики, но и гонщики после финиша сетовали на отсутствие самой возможности обгонов. Отмена дозаправок, правило, по которому первая десятка стартует на том же комплекте шин, что и в заключительной квалификационной сессии, ограничение на количество двигателей, используемых по ходу сезона, -- все это заставляет гонщиков на трассе больше заботиться об экономии топлива, состоянии резины и сохранности моторов, чем о скорости и сражении за позиции. Кроме того, из-за более узких передних покрышек, стоящих на машинах в этом году, механическое сцепление с дорогой стало меньше. Но изменения в аэродинамике болидов по идее должны были компенсировать потерю сцепных свойств увеличением прижимной силы. Беда в том, что машина, попадая в воздушный мешок за впереди едущим автомобилем, теряет эту силу, а с ней и всякую способность обгонять. Наглядно это продемонстрировали попытки прошлогоднего чемпиона Дженсона Баттона сблизиться с «Мерседесом» Михаэля Шумахера на расстояние для атаки: более быстрый «Макларен» англичанина, раз за разом оказываясь в тени немецкой машины, резко терял скорость, что позволило Шуми сохранить свою позицию до финиша.
А ведь над новыми правилами корпела специально созванная ФИА рабочая группа по обгонам! И в ее состав входят далеко не случайные люди, хорошо знающие свое дело, в том числе и представители команд. Может быть, для повышения отдачи от ее работы стоило включить в нее еще и гонщиков, лучше других разбирающихся в сути проблемы, а также прислушаться к мнению болельщиков, которые иногда рождают неплохие идеи. Вот только некоторые, появившиеся на свет сразу после Бахрейна: введение двух обязательных пит-стопов для смены резины вместо положенного сейчас одного -- это разнообразит тактику и добавит элемент случайности; сделать покрышки менее износостойкими, что приведет к необходимости более частой смены; упростить аэродинамику, которая из-за сложного и не всегда понятного регламента давно является полем для разнообразных технических уловок и последующих скандалов с их разоблачением и устранением. Наконец, одно из самых радикальных предложений, которое давно занимает болельщицкие умы, -- формировать стартовую решетку в порядке, обратном положению, занимаемому пилотами в чемпионате. Когда лидерам в каждой гонке придется прорываться из самых низов, зрелище будет гарантировано. Правда, остается неясно, что делать с квалификацией, неотъемлемым элементом Больших призов. Впрочем, спасая большее, не грех пожертвовать малым. Но как бы то ни было, быстро изменить ситуацию к лучшему федерации вряд ли удастся.
И все-таки делать скоропалительные выводы по итогам всего одной гонки и ставить крест на всем сезоне преждевременно. Во-первых, трасса в Сахире с момента открытия не отличалась повышенным накалом гонок. И даже небольшая реконструкция перед этим сезоном не придала ей большей остроты. Антураж первого Гран-при сезона, проходящего среди песков пустыни, также не вызывает ощущения праздника, которое обязательно должно сопутствовать началу каждого дела. Так что решение перенести открытие сезона в Бахрейн выглядит ошибочным. Другое дело Мельбурн, куда команды приезжают с большим удовольствием. Многие пилоты называют австралийскую трассу в числе своих самых любимых, а атмосфера в городе действительно соответствует уровню события мирового масштаба.
Во-вторых, похоже, что до первого старта сезона почти все команды так до конца и не смогли разобраться, что же представляют собой новые машины и на какие результаты стоит рассчитывать. Загадкой оставались не только силы конкурентов, но и свои собственные. Тем более что тесты в межсезонье из-за непогоды в Европе часто проходили в экстремальных условиях, не позволивших обкатать все новинки, разработанные инженерами. Да и раскрывать карты раньше времени ведущие конюшни не спешили. Бахрейн рассматривался как первая серьезная проверка всего задуманного. Поэтому многие элементы опробовались уже в ходе гоночного уикенда, что не могло не сказаться и на надежности, и на пилотировании гонщиков, которым приходилось заново привыкать к поведению машины. Теперь в командах получили необходимую информацию, и в Мельбурне месту неопределенности уже не останется. Хотя и ответы на все вопросы, чего ждать от этого сезона, мы тоже вряд ли получим.
Дмитрий СИТНИК