|
|
N°125, 16 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дьявол в деталях
Дюссельдорфский суд «временно» приостановил слияние E.On и Ruhrgas
Деловые узы двух немецких энергетических концернов E.On и Ruhrgas, которые 5 июля специальным разрешением благословило министерство экономики в Берлине (в результате сделки E.On должен получить более 60% акций газового концерна), подверглись новому серьезному испытанию. Дюссельдорфский верховный земельный суд в ходе «срочного процесса» принял решение, налагающее временный запрет на слияние компаний. «У судей возникли серьезные сомнения в формальной правомочности министерского разрешения, -- отметила вчера газете «Время новостей» представитель суда Клаудиа Нойхаус. -- Установлены серьезные процессуальные ошибки». Своим, как здесь непременно подчеркивается, предварительным решением Дюссельдорфский суд откликнулся на заявление, поступившее от фирм Ampere (Берлин) и Trianel (Аахен), торгующих энергией. Таким образом, начавшееся слияние E.On и Ruhrgas заморожено как минимум до 24 июля, на которое назначен срок судебного заслушивания представителей E.On и министерства экономики.
По мнению дюссельдорфских судей, федеральное правительство Германии в лице госсекретаря минэкономики Альфреда Такке, который и подписал данный документ, неправомочно выносить подобные решения. Такие вопросы, отметил в конце прошлой недели представитель суда, находятся в ведении Комиссии ЕС. Вслед за этим немецкое правительство предприняло собственные шаги по выяснению пределов своей компетенции в данном вопросе. Как выяснилось, главный европейский блюститель антимонопольного права Марио Монти еще ранее полностью открестился от перспективы своего возможного вмешательства в процесс слияния E.On и Ruhrgas на том основании, что более двух третей оборота нового энергогиганта будет осуществляться на территории Германии. По крайней мере это дает правительству Германии (и не в последнюю очередь канцлеру Шредеру, лично поддержавшему перспективу образования энергетического мегаконцерна) достаточно оснований относиться к претензиям дюссельдорфских судей более чем спокойно. Представительница министерства экономики Регина Вириг подчеркивает, что решение суда не носит окончательного характера. Она отметила, что «министерское разрешение» было принято в соответствии с установленным для таких случаев процессом.
Исходя из этого, сторонники слияния E.On и Ruhrgas видят для себя хорошие шансы на успех 24 июля, когда у них появится возможность изложить свою точку зрения в суде. Для немецкой экономики этот день во многом может стать судьбоносным. Ведь после вынесения Дюссельдорфским судом нынешнего решения во взвешенном состоянии оказались не только E.On и Ruhrgas, но и многие другие крупные промышленные концерны в Рурской области и за ее пределами. Если поглощению газового гиганта из Эссена суждено окончательно состояться, то это, как здесь считают, будет прецедентом, которого ждут многие фирмы, чтобы начать подобные процессы слияний.
Пока же, как говорят немцы, дьявол скрывается в деталях. В течение ближайших полутора недель Дюссельдорфскому суду предстоит установить, правомочно ли продление вынесенного временного запрета на основе жалобы энерготорговцев. Если суд примет решение о разбирательстве всех юридических вопросов слияния E.On и Ruhrgas в «нормальном» процессе, который длится месяцами, а то и годами, то у обоих концернов могут возникнуть серьезные проблемы. Путем слияния с Ruhrgas крупнейший немецкий энергетический концерн E.On предполагает занять ведущее место на европейском рынке газа. Вопреки вынесенному формальному запрету на слияние со стороны федерального антимонопольного ведомства, министерство экономики Германии приняло решение, разрешающее этот шаг, в связи, как было указано, с «преобладающими интересами всеобщего блага». За всю послевоенную историю Германии это был лишь седьмой случай, когда немецкий министр экономики использовал данное ему право «министерского разрешения». Однако еще ни разу прежде не предпринималось попыток оспорить его в суде.
Юрий ШПАКОВ, Берлин