|
|
N°47, 23 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неединое энергопространство
Транзит через Белоруссию все еще затруднен
Федеральная сетевая компания (ФСК) и концерн «Белэнерго» вчера подписали договор, завершив тем самым разгоревшийся зимой конфликт вокруг транзита электроэнергии через территорию Белоруссии. В российском Минэнерго убеждены, что соглашение обеспечит эффективное взаимодействие российских и белорусских энергокомпаний. Однако, по мнению опрошенных «Временем новостей» экспертов, без заключения межгосударственного акта, который регламентировал бы все детали энергоотношений, Минск продолжит играть по своим правилам.
В Минэнерго заключенный с белорусами договор поспешили назвать «новым этапом в развитии отношений двух стран в области электроэнергетики», пояснив, что стороны согласовали варианты формирования цен и методику расчета транзитных потерь. Это должно обеспечить исполнение топливно-энергетического баланса союзного государства, согласно которому «Интер РАО ЕЭС» поставляет Белоруссии 3 млрд кВт ч электроэнергии в год, еще 2,5 млрд Минск получает на основе принципов коммерческой целесообразности.
Впрочем, транзитным соглашением между Москвой и Минском стремление упрочить энергетическое сотрудничество не ограничивается. Так, на очередном заседании Электроэнергетического совета стран СНГ, которое должно пройти в Угличе в мае, делегаты намерены подписать новую редакцию договора о параллельной работе энергосистем их государств. Представители России, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Киргизии на прошлой неделе обсудили дополнения, которые нужно внести в документ. В частности, речь идет об услугах по размещению резервов мощности, транзиту, о согласовании расчетных механизмов по перетокам энергии и создании межгосударственных электросетевых объектов.
Как пояснил «Времени новостей» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, даже если стороны придут к единому мнению по всем спорным вопросам, никаких технологических изменений не произойдет: «Физически мы и так одна система. Фактическому же объединению препятствуют различия в правилах функционирования отрасли. В том числе на балансирующем рынке и при осуществлении перетоков». Говоря о последних, эксперт отметил, что именно российская система могла бы быть взята за образец. Она прогрессивнее, чем у соседей, и основана на почасовом учете, как в Европе.
Хотя работа по энергоинтеграции началась еще во времена РАО «ЕЭС», перейти от договоров между двумя хозяйствующими субъектами к всеобъемлющему межгосударственному соглашению по унификации правил на энергорынке, по мнению г-на Пикина, будет трудно. «Если не подписать обязывающий нормативный акт, то каждый сможет продолжать свою игру», -- пояснил эксперт. Подтверждая это высказывание, вчера источник в отрасли сообщил «Времени новостей», что, невзирая на договоренности о порядке транзита, Минск до сих пор не обеспечил необходимых условий для бесперебойных поставок электроэнергии. «Еще 21 января вывели линию на пару дней в ремонт. Он продолжается до сих пор. На этом направлении есть потенциал увеличения поставок, но сейчас сделать этого нельзя, так как работают линии меньшей мощности», -- посетовал источник. Как пояснили в Системном операторе, высоковольтная линия (750 кВ), которая идет через территорию Белоруссии, -- одна из важнейших артерий для межгосударственной транспортировки электроэнергии и мощности. Ее выключение ставит под угрозу устойчивость работы энергосистем не только России и Белоруссии, но и Латвии, Литвы и Эстонии. Сейчас для электроснабжения Калининградской области используются линии меньшего напряжения, и в случае аварий на них могут начаться перебои с электроснабжением анклава. А плановые ремонты на этих линиях стали невозможными из-за затянувшегося простоя белорусской линии.
Игналинскую АЭС не могут вывести из строя
Вывести из эксплуатации остановленную в конце декабря и уже не производящую электроэнергию Игналинскую АЭС пока не удается, заявил замглавы министерства энергетики Литвы Ромас Швядас. Предположив, что работы по прекращению деятельности станции будут одними из самых дорогостоящих в мире, он заявил, что европейских денег, предназначенных на закрытие ИАЭС, не хватит. «Ситуация на самом деле критическая, особенно в вопросе обработки радиоактивных отходов и могильника, поскольку разногласия с генеральным подрядчиком Nukem Technologies очень глубокие. Будет непросто решить спор из-за сумм, которых я не хотел бы называть, однако они очень большие», -- сказал замминистра. Вместе с тем он подчеркнул, что Литва обязана построить могильники: «От этих проектов зависит и весь дальнейший процесс. Не будет могильника, некуда будет девать топливо, и оно останется в реакторе». Отвечая на вопрос о том, как повлияет проблема с закрытием ИАЭС на строительство в Литве новой атомной станции и отношение инвесторов к этому проекту, г-н Швядас сказал: «Напрямую, в инженерном смысле, это не повлияет, однако я подхожу к этому с точки зрения имиджа. Ведь вопрос в том, способны ли мы, литовцы, реализовать крупные проекты или нет». Замминистра выразил уверенность в том, что в 2020 году ЛЭП соединят Литву с Польшей, Швецией и Финляндией, в стране будет действовать новая АЭС, а работы по прекращению эксплуатации ИАЭС будут успешно проведены. ИНТЕРФАКС
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ