|
|
N°47, 23 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Профсоюз рейдеров
Конфедерации труда не хотят объединяться по подсказке
Остававшиеся в стороне от вертикали власти профсоюзы болезненно отреагировали на попытку представителей близких к власти профбоссов вклиниться в процесс объединения двух независимых профструктур -- Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) и Конфедерации труда России (КТР). Руководители конфедераций, объявивших о слиянии в разгар кризиса, выступили с совместным заявлением о неприемлемости союза с известной петербургской организацией «Соцпроф». Ее лидер, член Общественной палаты и «Единой России» Сергей Вострецов, двумя неделями ранее объявил о намерении если не возглавить процесс создания независимого профцентра, то уж точно принять в нем деятельное участие.
Председатель ВКТ Борис Кравченко и глава КТР Игорь Ковальчук утверждают, что «Соцпроф» уже ведет переговоры с входящими в конфедерации первичными организациями, дезориентирует профлидеров на предприятиях, в том числе с использованием административного ресурса, и тем самым дестабилизирует все профсоюзное движение. Форсированное объединение без единой идеологической платформы не позволит создать «массовую, демократическую, самоуправляемую организацию наемных работников», подчеркивают они.
О создании такой структуры, которая составила бы альтернативу Федерации независимых профсоюзов России, унаследовавшей от советского ВЦСПС в том числе неугасаемую лояльность к власти, независимые борцы за права наемных работников говорят уже два десятка лет. Однако ни одному из объединений пока не удалось сравниться по масштабам с ФНПР, которая сегодня продолжает оставаться профсоюзным монополистом и объединяет, по ее собственному утверждению порядка 29 млн человек, состоящих в 220 тыс. первичных организаций. Но у ВКТ и КТР, начавших процесс объединения в апреле 2009 года, есть шанс поставить под знамена нового профсоюзного центра более 2 млн человек.
При этом обе конфедерации, подчеркивающие свою удаленность от власти, уже давно признаются правительством в качестве полноценных партнеров по диалогу -- лидеры ВКТ и КТР наравне с представителями ФНПР и ряда отраслевых профсоюзов включены в состав трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при кабинете министров.
В свою очередь «Соцпроф», созданный еще в 1989 году и ставший одним из первых могильщиков монополии ВЦСПС, к сегодняшнему дню позиции несколько утратил. Он объединяет в основном мелкие профсоюзы. Самой сильной организацией в структуре «Соцпрофа» можно считать Межрегиональный профсоюз работников нефте-, газо-, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, а самой активной в последнее время -- Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ известен прежде всего забастовкой на Московской железной дороге в 2008 году). Это объединение сотрясают скандалы, а его лидера Сергея Вострецова, бывшего сотрудника института МВД в Санкт-Петербурге и проректора по воспитательной работе Балтийского государственного технического университета («Военмех»), в прошлом году соратники обвиняли в близости к «Единой России» и готовности встроиться во властную вертикаль.
О том, что у власти есть встречное стремление, можно судить по факту приглашения г-на Вострецова в Кремль -- осенью прошлого года он был удостоен аудиенции президента Дмитрия Медведева. Примечательно, что из российских профсоюзных лидеров на встрече с нынешним главой государства помимо лидера «Соцпрофа» побывал только глава ФНПР Михаил Шмаков, хотя г-н Медведев неоднократно заявлял, что считает профсоюзы «одним из важнейших институтов гражданского общества, а в социально-трудовой сфере -- главным партнером государства». Как сообщала пресс-служба Кремля, г-н Вострецов рассказал президенту о «текущих проблемах профсоюзного движения», но уже через несколько месяцев выяснилось, какими он видит текущие задачи профсоюзов.
1 марта президиум центрального совета возглавляемого Сергеем Вострецовым объединения выступил с заявлением, в котором говорится, что в условиях текущей экономической ситуации появилась редкая возможность объединить в единый профсоюзный центр сам «Соцпроф», а также ВКТ, КТР и Федерацию профсоюзов России (ФПР). Для подписания необходимых документов «Соцпроф» предложил уже 29--30 мая этого года провести внеочередные съезды, которые должны поставить точку в желаемом объединении.
Для затянувших процесс слияния конфедераций это заявление, судя по всему, стало неожиданностью. И вдвойне неприятной для лидеров ВКТ и КТР стала новость о том, что консультации об объединении «Соцпроф» ведет не с ними, а с отраслевыми профсоюзами. Но даже на согласование консолидированного ответа у руководителей ВКТ и КТР -- Кравченко и Ковальчука ушло более двух недель. Хотя изначально было очевидно, что участие третьих сил, да еще и близких партии власти, в объединении профсоюзных конфедераций не требовалось.
Основанная на базе Независимого профсоюза горняков и подчеркивающая свою равноудаленность от Кремля и радикальной оппозиции, ВКТ сегодня объединяет под своим крылом сильные отраслевые профсоюзы. В структуру ВКТ входят в том числе и Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА), возглавляемый лидером профсоюза Ford во Всеволожске Алексеем Этмановым, а также Общероссийский профсоюз работников торговли и услуг (ОРТУ). В свою очередь в Конфедерации труда России самыми мощными являются Российский профсоюз моряков (РПМ), из которого, к слову, вышел нынешний президент КТР Игорь Ковальчук, и Российский профсоюз докеров (РПД).
В заявлении, которое появилось в конце прошлой недели, представители независимых профцентров жестко раскритиковали попытки «Соцпрофа» провести «форсированное объединение» с ВКТ и КТР без официального согласования с руководством этих организаций. «Мы готовы к открытому диалогу с любым независимым объединением профсоюзов в нашей стране о максимальной интеграции профсоюзного движения в единый кулак, -- отмечается в документе за подписью руководителей двух конфедераций. -- При этом мы отмечаем, что попытки решать данные вопросы путем административного давления, закулисных переговоров затрудняют нашу деятельность, а также работу наших членских организаций. В этих действиях мы видим стремление подорвать реальный объединительный процесс, начатый КТР и ВКТ. Подобная практика для нас неприемлема. Она ведет в тупик, к неминуемому очередному расколу профсоюзного движения». Авторы письма, председатель ВКТ Борис Кравченко и глава КТР Игорь Ковальчук расценивают действия «Соцпрофа» как «рейдерский захват».
«Это случай из серии «без меня меня женили»», -- оценил действия «Соцпрофа» в беседе с корреспондентом «Времени новостей» глава КТР Игорь Ковальчук. «Похоже, нам пытаются навязать межпрофсоюзную борьбу, но у нас другие цели», -- отметил он. «Соцпроф» же, судя по всему, искать компромисс не собирается. Г-н Ковальчук утверждает, что «Соцпроф» вместо того, чтобы вести переговоры о слиянии с руководством профсоюзов, общается непосредственно с нижестоящими организациями, входящими, в частности, в КТР. По словам профлидера, действия «Соцпрофа» могут помешать находящему в самом разгаре процессу создания единого профцентра, для которого, по словам г-на Ковальчука, уже написан устав.
В самом «Соцпрофе» как никогда уверены в себе -- столь категоричное нежелание конфедераций сотрудничать у лидера этого профобъединения вызывает удивление. «Не понимаю истерии, которая возникла вокруг предложения «Соцпрофа», -- заявил «Времени новостей» глава профсоюза Сергей Вострецов. Фактически тесное сотрудничество со структурами независимых профсоюзов, отмечает г-н Вострецов, уже ведется, и более трех четвертей профорганизаций, входящих в систему ВКТ и КТР, уже имеют специальные соглашения с «Соцпрофом». «Мы не сотрудничаем только с руководством ВКТ и КТР. Упорство самих руководителей непонятно в ситуации, когда сами отраслевые профобъединения хотят сотрудничать с «Соцпрофом». Поэтому я думаю, что мы и дальше продолжим переговоры с этими организациями, но только без участия руководства конфедераций», -- рассказал о планах г-н Вострецов.
При этом, по его словам, разговоры о рейдерском захвате неуместны, потому что «никто никого захватить не сможет» -- объединение будет происходить на добровольной основе. «Есть юридические процедуры. Если органы ВКТ и КТР примут решение объединяться, то никто не спросит руководителей, а будет делать так, как считает нужным. Или переизберут руководителей этих объединений», -- уверен лидер «Соцпрофа».
По мнению директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, события, которые разворачиваются вокруг трех крупных профсоюзов, не идут на пользу профдвижению в целом и трудящимся в частности, но могут существенно форсировать объединение ВКТ и КТР. «Когда в процесс слияния вступил «Соцпроф», стало понятно, что дальше затягивать объединение уже нельзя», -- считает г-н Кагарлицкий. При этом эксперт склонен считать, что сохранить все первички в процессе объединения ВКТ не сможет -- мелкие профобъединения, которые чувствовали бы себя уверенно в «Соцпрофе», состоящем из малочисленных и слабых профсоюзов, скорее всего уйдут. Крупные же организации, составляющие основу ВКТ, скорее всего отправятся с Борисом Кравченко в новый профцентр, который будет основан совместно с КТР. «Таким образом, «Соцпроф» укрепится, но не существенно: из того, что имеет в своем распоряжении г-н Вострецов, создать боеспособный и сильный профсоюз все равно очень сложно, -- говорит Борис Кагарлицкий. -- ВКТ в свою очередь сбросит балласт, сконцентрировавшись на работе сильных профобъединений, таких как профсоюз Ford и ему подобные». Единственным же профцентром, который, по мнению директора Института глобализации и социальных движений, выигрывает от профсоюзной склоки, является Конфедерация труда России, «которая ничего не теряет и готовит платформу для объединения уже с другой ВКТ».
Вячеслав КОЗЛОВ