Время новостей
     N°47, 23 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2010
Лесопосадка
В районе аэропорта Домодедово потерпел аварию пассажирский Ту-204
В ночь на понедельник в районе московского аэропорта Домодедово при заходе на посадку потерпел аварию пассажирский самолет Ту-204-100 авиакомпании «Авиастар-ТУ». Лайнер выполнял рейс из Хургады (Египет) без пассажиров. Возможно, именно поэтому все обошлось без человеческих жертв. Пострадали лишь члены экипажа, четверо из них попали в больницу. Сам самолет практически разрушен.

Лайнер сел в лесу за километр до взлетно-посадочной полосы (ВПП), прорубив длинную просеку. В итоге у него отвалилось одно крыло и в нескольких местах переломился фюзеляж. По факту аварии СКП возбудил уголовное дело, но пока ни следователи, ни эксперты, ни сам экипаж не могут объяснить причин аварии.

Примечательно, что именно с этим Ту-204-100 -- бортовой номер RA-64011 -- ранее произошло несколько неприятных инцидентов. Несколько лет назад в аэропорту Омска он совершил аварийную посадку после того, как у него еще в воздухе закончилось топливо. А второй случай произошел всего за день до аварии, в минувшее воскресенье, когда лайнер отправлялся с туристами в Хургаду, при возвращении из которой и разбился. Тогда вскоре после взлета экипаж сообщил о задымлении в кабине и принял решение вернуться в московский аэропорт. Как выяснилось, причиной тревоги тогда стала мелкая неисправность в электрооборудовании, и через несколько часов борт все же отправился в Хургаду. Эксперты и представители авиакомпании уверены, что никакой связи между этими инцидентами и вчерашней аварией нет. Впрочем, в любом случае лайнер этот вполне можно считать невезучим.

«22 марта 2010 года в 2.35 в районе аэропорта Домодедово в сложных метеорологических условиях произошло авиационное происшествие с самолетом Ту-204-100, опознавательный регистрационный знак RA-64011, авиакомпании ООО «Авиастар-ТУ». Экипаж самолета в составе восьми человек (три члена летного экипажа, один инженер по обслуживанию, четыре бортпроводника) выполнял рейс по маршруту Хургада (Египет) -- Москва (Домодедово) без пассажиров и груза на борту. Несмотря на непростую метеорологическую обстановку и ограниченную видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Экипаж и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета, в том числе при заходе на посадку. Экипаж самолета не сообщал о намерении совершить аварийную посадку или об отказах и неисправностях», -- сообщили в «Росавиации».

По предварительным данным, борт RA-64011 совершал посадку по так называемой фактической погоде. Этот термин обозначает наличие в аэропорту назначения сложных метеоусловий, которые, впрочем, не считаются критическими. В таких ситуациях экипажу предоставляется право самому принять решение с учетом своего опыта, профессионализма и навыков действий в сложных метеоусловиях и технического состояния машины -- либо уходить в другой аэропорт, либо все же совершить посадку.

«Посадка осуществлялась в сложных метеоусловиях: нижний край облачности -- высотой 60 м, видимость на взлетно-посадочной полосе (ВПП) непостоянная -- от 450 до 700 м. Радиотехнические и светотехнические средства посадки аэропорта работали без замечаний», -- отметили в «Росавиации». То есть ситуация в районе Домодедово, по предварительным данным, была вовсе не экстремальной. Тем не менее когда Ту-204-100 уже зашел на посадку и находился приблизительно в 1,5 км от ВПП, с ним неожиданно пропала связь и он исчез с экранов радиолокаторов.

Как выяснилось, лайнер упал прямо в лес, окружающий аэропорт. Двигаясь по инерции, он прорубил просеку длиной около 500 м и остановился примерно в 300 м от территории воздушного узла. По предварительным данным, экипаж эвакуировался из разрушенной машины сам по аварийному трапу.

В результате инцидента не были повреждены коммуникации аэропорта. Несмотря на то что из поврежденных баков на землю вылилось несколько тонн керосина, возгорания и пожара не произошло. Экстренные службы добрались до места аварии уже через полчаса.

Трем членам экипажа медпомощь была оказана на месте, пятеро были доставлены в Домодедовскую райбольницу. Позже одну из стюардесс после осмотра также отпустили домой на амбулаторное лечение. «У двух членов экипажа состояние тяжелое, но их жизни ничто не угрожает», -- сообщил вчера заместитель главного врача больницы Виктор Романов. Сильнее всех пострадал командир экипажа Александр Косяков, у которого диагностирована черепно-мозговая травма и переломом ключицы, а также второй пилот Алексей Михайловский, у которого также черепно-мозговая травма и переломы. «Троих положили в реанимацию. Одному уже сделали операцию, он перенес ее хорошо», -- сказал г-н Романов. По его словам, еще одного пострадавшего поместили в травматологическое отделение.

По факту крушения самолета СКП возбудил уголовное дело о «нарушении правил безопасности полетов». «Следователи работают с наземными службами аэропорта, представителями авиакомпании и пострадавшими», -- отметили в ведомстве. «Версии в данном случае всегда довольно стандартны. Это могла быть техническая неисправность, ошибки при пилотировании, возможны и иные технические моменты, к примеру некачественное топливо. На данный момент все версии проверяются без какого-либо приоритета», -- заявил побывавший на месте ЧП руководитель московского отдела СКП на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов.

Вскоре после ЧП выяснилось, что всего за сутки до крушения с этим же самолетом уже произошла неприятность. В воскресенье в четыре утра борт RA-64011 с 210 пассажирами вылетел из Домодедово в Хургаду, но в полете экипаж почувствовал задымление в кабине и, находясь над Орлом, принял решение вернуться обратно в Домодедово. В шесть утра самолет успешно приземлился. «Комиссией инспекции по безопасности полетов «Росавиации» была выявлена неисправность, приведшая к вынужденной посадке самолета, -- сообщили в «Росавиации». -- Это отказ элемента электрического обогревателя ног экипажа. Неисправность была устранена, и в соответствии с техническим актом работы комиссии самолет был допущен к выполнению рейса». При этом в ведомстве заявили, что между двумя ЧП с Ту-204 нет никакой связи.

Такой же позиции придерживаются и в «Авиастар-ТУ». «Нельзя увязывать оба случая. Надо разбираться: может быть, виноват аэродром, может быть, летчики приняли неправильное решение, не попали в аэродром и не увидели его из-за плохих погодных условий. Поэтому не надо торопиться с выводами о технической неисправности самолета», -- заявил представитель компании.

Тем не менее со вчерашнего дня, как сообщили в «Росавиации», компании «Авиастар-ТУ» было запрещено выполнять пассажирские перевозки, в ней начата проверка организации летной работы. В ведомстве пояснили, что по действующим правилам, если у авиакомпании нет резервного борта, она не может выполнять полеты. А у «Авиастар-ТУ» остался всего один пассажирский самолет.

«Для расследования всех обстоятельств и причин авиационного происшествия создана специальная комиссия из представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Федерального агентства воздушного транспорта», -- сообщили в «Росавиации». Вчера «черные ящики» самолета были доставлены в МАК, и специалисты уже приступили к их изучению. «Они находятся в неплохом состоянии. О причинах случившегося можно будет говорить только после того, как специалисты расшифруют все записи», -- отметили в МАК.

О причинах авиакатастрофы Ту-204 пока гадают и члены его экипажа. «Упали из-за того, что деревья начали косить. Почему это произошло, я не знаю», -- заявил вчера журналистам бортинженер Алексей Касатонов.

В качестве одной из причин авиакатастрофы вчера назывались и сложные метеоусловия -- в ночь на понедельник над Москвой висел густой туман. «До этого происшествия экипаж не запрашивал аварийной посадки, -- заявила вчера пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова. -- Весь рейс проходил в штатном режиме. Технические возможности Домодедово позволяют принимать самолеты даже в сильный туман. Во время тумана мы принимали рейсы из других аэропортов, в том числе и более десяти из аэропорта Внуково».

По предварительным данным, борт RA-64011 был изготовлен в сентябре 1993 года и изначально принадлежал авиакомпании «Внуковские авиалинии». Первый пассажирский рейс лайнер совершил в феврале 1996 года. В 2001 году «Внуковские авиалинии» вместе с RA-64011 вошли в состав «Сибири». В августе 2006 года лайнер был передан компании Red Wings, а затем эксплуатировался компаниями «Интеравиа» и «Авиастар-ТУ».

Как сообщили на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где был собран лайнер, несколько дней назад он проходил ремонт. «Согласно договору с авиакомпанией, самолет был у нас на плановом ремонте по замене шасси. В пятницу(19 марта. -- Ред.) по завершении сервисного обслуживания самолет был передан владельцу и улетел в Москву», -- сообщил представитель завода Сергей Мочалов. По его словам, несмотря на то, что Ту-204 эксплуатировался 17 лет, он далеко не выработал свой ресурс. Впрочем, г-н Мочалов отметил, что самолет ремонтировался не только в Ульяновске, поэтому оценивать его общее техническое состояние нужно специалистам. «Авиакомпания сама решает, где обслуживать самолет. Они выбирают для этого лучшие условия», -- сказал он.

За 15 лет эксплуатации этого типа самолетов с Ту-204 еще не было аварий, которые повлекли бы гибель людей. Более того, ЧП в Домодедово стало первым из нескольких десятков авиапроисшествий, в разные годы происходивших с Ту-204 и закончившихся безвозвратной потерей самолета.

Одно из самых громких авиапроисшествий с самолетами данного типа связано как раз с бортом RA-64011. 14 января 2002 года он едва не разбился в аэропорту Омска. Тогда самолет выполнял рейс из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Однако в новосибирском аэропорту Толмачево из-за сильного ветра посадку не разрешили. Из-за непогоды лайнеру не удалось приземлиться и на запасном аэродроме в Барнауле, а затем еще и в Кемерове. Экипаж принял решение лететь в Омск, но на подлете к аэропорту у лайнера закончилось топливо. Как сообщалось, на высоте около 2000 м примерно за 17 км до ВПП у самолета сначала выключился один двигатель, а затем и второй. К счастью, ВПП лежала прямо по курсу, и пилотам удалось спланировать на нее с перелетом примерно в 1,5 км. Из-за того что двигатели лайнера не работали, без реверсной тяги самолету было сложно затормозить. Несмотря на применение экипажем аварийного торможения, Ту-204 выкатился за пределы полосы на 450 м, разрушив 14 фонарей концевой полосы безопасности. В результате ЧП никто из находившихся на борту людей не пострадал.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России