|
|
N°44, 18 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парниковый аффект
Власть намерена жестко бороться с фальсификацией климата в ущерб интересам России
Расширенное заседание Совета безопасности, посвященное мерам по предотвращению угроз национальной безопасности России в связи с глобальным изменением климата, выявило несколько источников опасности. Но только один из них непосредственно связан с глобальным потеплением. Таяние вечной мерзлоты может разрушить проложенную в ней инфраструктуру. К примеру, 80% БАМа проходит по вечной мерзлоте. В остальном угроза для России исходит от ближних и дальних соседей по планете, пытающихся под предлогом борьбы с изменением климата ущемить экономические интересы нашей страны.
«Уже сегодня приполярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики. При этом, к сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к разработке и освоению арктических месторождений, что, конечно, недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо с позиций географического положения и самой истории нашей страны», -- заявил президент Дмитрий Медведев на заседании. Как пояснил журналистам по итогам заседания министр природных ресурсов Юрий Трутнев, российские ученые проводят в Арктике исследования, необходимые всему миру, и странно их в этом ограничивать.
И что уж совсем недопустимо, развитые страны покушаются на саму основу российского благополучия -- сырьевой экспорт. «Есть идея превентивных мер развитых стран в области «углеродного протекционизма». Такого рода решения, особенно направленные в адрес одной или нескольких стран, могут ограничить возможности экспорта российской продукции на мировых рынках, стать поводом для усиления недобросовестной конкуренции в отношении России», -- заявил глава государства.
В июле нижней палатой конгресса США был принят закон о чистой энергетике и безопасности, известный как «закон Ваксмана--Марки». Он должен ввести схему предельно допустимых выбросов и торговли квотами на выбросы для сокращения выбросов парниковых газов. К 2020 году сокращение выбросов по сравнению с 2005-м должно достичь 17%. Закон позволяет вводить пограничные углеродные налоги на товары, произведенные в странах, которые не обеспечат к 2020 году необходимого уровня выбросов. Предполагается, что американские товары из-за масштабных вложений будут стоить дороже, и вводимый налог позволит нивелировать эту разницу. Закон еще не принят верхней палатой конгресса, но уже вызывает серьезные опасения у российской власти. Тем более что о похожих мерах задумываются и в Европе.
На заседании Совбеза искали варианты асимметричного ответа. Одним из вариантов, по словам министра Трутнева, может стать увеличение экспортных пошлин на лес. «У нас около четверти ресурсов планеты Земля. Длительное время мы откладываем введение экспортных пошлин, мы откладываем введение механизма, который позволил бы большее количество леса перерабатывать на нашей территории. Мы это делаем по просьбе наших экономических партнеров, но если они в ответ будут защищаться от нашей продукции, тогда вряд ли у нас возникает необходимость настолько же внимательно продолжать их защищать», -- предупредил г-н Трутнев.
К 1 сентября должен быть принят комплексный план научных исследований, состоящий из двух разделов -- меры по противодействию изменению климата и меры по адаптации российской экономики к этим изменениям. Следует отметить, что для России возможное потепление может обернуться не злом, а благом. Вместе с ростом среднегодовых температур увеличатся сельскохозяйственные площади и сроки речной навигации. К 1 октября должна быть подготовлена стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней отраслей до 2030 года.
Отдельная тема -- выработка нового глобального соглашения по изменению климата. Попытка принять этот документ в Копенгагене в декабре прошлого года на специальной конференции ООН окончилась провалом. Следующая конференция ООН пройдет в конце этого года в мексиканском Канкуне. По словам президента России, необходимо «предложить такую схему, при которой мы должны совместить наш вклад в экологическую безопасность в противодействие изменениям климата и сохранить конкурентоспособность нашей экономики по ключевым экспортным позициям». Впрочем, по мнению спецпредставителя президента по климату Александра Бедрицкого, «при том графике, который был утвержден в Копенгагене, достигнуть в Мексике нового юридически обязывающего документа не удастся».
Вера СИТНИНА