|
|
N°42, 16 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не лезьте в бутылку
Правительство пытается ограничить инициативу депутатов в регулировании алкогольного рынка
В рамках реализации новой антиалкогольной политики в правительстве появились первые законодательные инициативы. В конце прошлой недели правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка под председательством первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова одобрила внесение в законы, регулирующие розничные продажи алкоголя и пива, дополнений о праве продавца требовать у покупателя документ, подтверждающий его возраст. Также признано необходимым усилить уголовную и административную ответственность за нарушения в сфере производства и оборота алкоголя. Вместе с тем комиссия решила дополнительно изучить последствия реализации предложений Минэкономразвития, Минпромторга и «Росалкогольрегулирования» о запрете торговли алкоголем крепче 15 градусов в ночное время. Сделан вывод о нецелесообразности введения госмонополии на алкоголь, а также дополнительных защитных знаков на товарно-транспортных накладных, сопровождающих оборот алкоголя. Первый вице-премьер прямо назвал эту идею «схемой вытягивания денег из бизнеса».
До сих пор правительство вынуждено бороться с алкогольным законотворчеством парламентариев всех уровней. Нехватка идей в этой сфере никогда не отмечалась. Регулирование алкоголя -- одно из самых любимых занятий российских депутатов. Сейчас в базе законопроектов Госдумы зарегистрировано 36 инициатив на эту тему.
Самой известной является поправка депутатов Валерия Драганова и Юрия Медведева к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которая громко называется «О государственной монополии на оборот этилового спирта». Невзирая на отрицательный отзыв правительства, в мае 2006 года законопроект был принят в первом чтении, а позднее рекомендован к принятию и во втором. Введение госмонополии на спирт остановил только отзыв тогдашнего президента России Владимира Путина. С его точки зрения, данным законопроектом «не вводится государственная монополия на алкогольном рынке РФ, а устанавливаются дополнительные к уже имеющимся ограничения в сфере производства, оборота и потребления этилового спирта, которые к тому же не отвечают рыночным принципам регулирования экономики».
Обсуждавшаяся комиссией под руководством первого вице-премьера Зубкова тема ночного сухого закона -- одна из самых популярных и среди парламентариев. Подготовлен к первому чтению проект поправок, которые дают право регионам «в зависимости от криминогенной обстановки» устанавливать ограничения по времени торговли не только алкогольными напитками крепче 15 градусов, но и пивом и другой слабоалкогольной продукцией. Конечно, речь идет прежде всего о запрете ночной торговли алкоголем. Авторы законопроекта из законодательного собрания Владимирской области аргументируют свою позицию тем, что запрет на ночную торговлю крепким алкоголем в областном центре помог за короткий период сбить уровень преступности в городе. «В ночное время посещают магазины граждане, в основном уже находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, и таким покупателям для совершения нарушений общественного порядка будет достаточно покупки даже слабоалкогольных напитков», -- говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Заключения правительства на данный законопроект в базе Госдумы нет. Но интересно, что аналогичная инициатива депутатов-единороссов Валерия Драганова и Владимира Горбачева лежит в Госдуме забытой с 2008 года. Тогда правительство прислало на нее отрицательный отзыв. Исполнительная власть опасалась, что ограничение времени торговли пивом и слабоалкогольными напитками лишь «создаст предпосылки для введения дополнительных административных барьеров для легально функционирующих хозяйствующих субъектов», будет только стимулировать самогоноварение и поездки граждан в соседние регионы, где отсутствуют временные ограничения.
Федеральный центр вообще подозрительно относится к расширению полномочий региональных властей по регулированию алкогольной отрасли. В частности, в 2008 году правительство не поддержало идею Мосгордумы отнести к полномочиям органов госвласти субъектов федерации осуществление контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции, поставляемой для розничной продажи. Правительство возражало также против передачи на региональный уровень аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной продажи, и определения порядка аккредитации.
Белый дом не исключил лишь возможности предоставить регионам право дифференцировать минимальный размер уставного фонда для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, а также устанавливать размеры и порядок взимания сборов за оформление лицензий на соответствующую деятельность с учетом ряда критериев. Но и эта инициатива заксобрания Тверской области с 2008 года также лежит под сукном.
Особой законотворческой темой стало требование предъявления молодыми людьми удостоверений личности, подтверждающих достижение 18-летнего возраста при покупке алкоголя. Правительство не поддержало идею депутата от «Единой России» Валерия Драганова ввести реализацию алкоголя только по паспортам. Тогда депутаты фракции ЛДПР предложили дать продавцу право при возникновении у него сомнений в возрасте покупателя потребовать от него какой-либо документ. Законопроект даже успел получить в целом положительный отзыв правительства. Но после этого аналогичный проект уже с учетом всех пожеланий Белого дома в Госдуму внес депутат-единоросс Виктор Звагельский.
Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству вслед за правительством РФ рекомендовал депутатам отклонить законопроекты бывшего депутата нижней палаты парламента Ивана Харченко и его коллеги по фракции «Справедливая Россия» Антона Белякова, предлагавших повысить с 18 до 21 года возраст, с которого разрешено продавать любой алкоголь, включая пиво (в проекте г-на Харченко речь также идет о табачных изделиях). Руководство комитета и кабинет министров сочли, что данные законопроекты нарушают права граждан, которыми по Конституции они обладают в полном объеме с 18-летнего возраста.
Больше года без движения лежит в Госдуме проект большой группы единороссов, эсеров, а также представителей коммунистов и Совета Федерации, предполагающий ужесточить наказание для продавцов, реализующих алкоголь и табачные изделия несовершеннолетним. В частности, предлагается приостанавливать работу магазинов-нарушителей на 90 дней. Несмотря на влиятельность авторов и в целом положительный отзыв правительства, его намеченное на февраль этого года рассмотрение так и не состоялось. К этому времени в нижнюю палату парламента примерно теми же авторами внесен другой законопроект, который предусматривает аннулирование лицензий торговых организаций и привлечение к уголовной ответственности физических лиц, допускающих продажу алкоголя несовершеннолетним.
Эту инициативу Белый дом хотя и с многочисленными оговорками, но все-таки тоже поддержал. Между тем когда за год до этого член Совета Федерации Вячеслав Фетисов предложил продавцов, допускающих нарушение правил торговли алкогольной продукцией, дисквалифицировать на три года, правительство посчитало это излишним из-за отсутствия данных «о неэффективности действующих мер ответственности». Примерно такие же аргументы были в отрицательном правительственном отзыве на законопроект депутата Андрея Скоча и теперь уже бывшего законодателя Евгения Ройзмана, предлагавших за неоднократный сбыт алкоголя несовершеннолетним сажать на срок до трех лет.
Также забытой лежит полностью поддержанная правительством инициатива Тюменской областной думы аннулировать лицензии на производство и оборот алкогольной продукции при ее реализации по ценам ниже установленных уполномоченным на то федеральным органом («Росалкогольрегулирование»).
Зато единороссы предлагают ужесточить ответственность -- вплоть до уголовной -- за производство и реализацию теневой алкогольной продукции, выпускаемой в обход ЕГАИС. Кроме того, они подготовили законопроекты, которые вводят запрет на продажу пива и слабоалкогольных напитков в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин и в других неприспособленных местах. При этом с 2008 года в Думе лежит принятый в первом чтении проект Сахалинской областной думы, которая предлагала ввести запрет на розничную продажу алкоголя не только в детских, образовательных и медицинских учреждениях, в организациях культуры, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, но и на территориях, прилегающих к ним. Правительство против этого не возражало, оно лишь просило прояснить ситуацию с учреждениями культуры, в которых могут размещаться предприятия общепита, торгующие алкоголем. Но депутаты к этой идее охладели.
В мае 2010 года депутаты запланировали рассмотреть давние инициативы лидера либерал-демократов Владимира Жириновского и депутатов «Единой России». В конце 2008 года они почти одновременно предложили распространить на рекламу пива требования, установленные для остальной алкогольной продукции. Правительство прислало на законопроекты отрицательные отзывы. Там посчитали имеющиеся ограничения достаточными и обратили внимание депутатов, что своей инициативой они необоснованно снимают ряд ограничений, установленных в отношении рекламы пива, в том числе касающихся запрета на использование образов людей и животных, размещения рекламы пива в изданиях, специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Есть еще внесенные заксобранием Красноярского края и госсобранием Якутии проекты законов, запрещающих распитие любых спиртных напитков на улице и в других общественных местах за исключением предприятий общепита, а также устанавливающих административную ответственность за это. Первый законопроект в заключении комитета по экономической политике и предпринимательству назван декларативным. А второй профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал отклонить, так как в российском законодательстве подобный запрет действует только для несовершеннолетних.
В свою очередь правительство не поддержало идею группы депутатов «Единой России» ввести запрет на реализацию любого алкоголя, в том числе и пива, на массовых мероприятиях. Белый дом опасается, что понятие «массовое мероприятие» может толковаться на местах слишком расширительно, а также посчитал странным, что авторы законопроекта сделали исключение для «мероприятий, организуемых производителями алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, то есть направленных на популяризацию их употребления». Также кабинет министров отбил очередную попытку (на этот раз Мурманской областной думы) приравнять пиво к алкогольной продукции.
В базе Госдумы зафиксировано целых три попытки вывести из-под действия закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» вино, сделав его, как пиво, особым видом пищевой продукции. Правительство не поддержало подобную либерализацию государственного контроля над виноделием. Зато неясна позиция кабинета министров по поводу похожей инициативы ряда членов верхней палаты парламента, предлагающих не считать алкоголем спирт, используемый в качестве моторного топлива. Рассмотрение этого законопроекта, внесенного в 2008 году, намечено на май 2010-го.
В апреле 2008 года депутаты приняли в первом чтении и забыли проект закона, который запрещает размещать рекламу алкоголя, пива и табачной продукции на остановках транспортных средств, самом транспорте и прочих объектах транспортной инфраструктуры. Поддержав ограничения в отношении алкоголя и табака, правительство встало на защиту пива. В его отзыве внимание депутатов обращалось на то, что закон «О рекламе» не запрещает продвигать пиво с использованием рекламных конструкций.
На днях депутаты Московской городской думы поддержали своих коллег из законодательного собрания Вологодской области, которые предлагают на федеральном уровне утвердить порядок декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции. Информация должна предоставляться магазинами не только в бумажном, но и в электронном виде. По замыслу авторов законопроекта сопоставление полученных от розницы данных с отчетностью о производстве и оптовом обороте алкогольной продукции позволит выявить и ликвидировать теневое производство и реализацию спиртных напитков. Заодно предлагается запретить магазинам, торгующим алкоголем, иметь складские помещения и торговые залы по разным адресам.
Также в целях борьбы с теневым алкогольным рынком Госдума Ставропольского края предлагает с 30 до 15 дней сократить сроки рассмотрения лицензирующим органом документов, предоставляемых при замене основного технологического оборудования на предприятиях по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Еще в 2007 году был принят в первом чтении законопроект, который обязывал вернуть акцизные марки на горловину емкости. Но после того, как на него пришел отрицательный отзыв правительства, идея была благополучно забыта.
На этом фоне, пожалуй, самой безобидной инициативой является предложение депутата от ЛДПР Павла Тараканова внести в закон упоминание о смертельной опасности чрезмерного потребления алкоголя (см. «Время новостей» от 4 марта).
Примечательно, что ни один «алкогольный» законопроект не обходится без официального отзыва правительства, хотя большинство из них не требует обязательной реакции кабинета министров. Видно, что тема интересная. Но большинство инициатив законодателей тем или иным способом отклоняется. За 15 лет функционирования закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» правился всего 15 раз, а за пять лет действия закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» в него не было внесено ни одного изменения.
Андрей СУСАРОВ