Накануне Международного женского дня ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев издал наконец приказ
об увольнении декана журфака Марины Шишкиной. Сразу после праздника бывший декан подала заявление об уходе с поста заведующей кафедрой современной периодической печати, который она занимала параллельно, и встретилась со студентами.
"Сегодня весь день звонили разные люди, которые пытались отменить нашу встречу, -- Следственный комитет, прокуратура, комитет по печати, -- сообщила г-жа Шишкина собравшимся. -- Но начну с главного: бояться своих студентов -- значит, бояться самого себя, поэтому мы сейчас здесь. А то, что случилось накануне, было достаточно ожидаемо".
Конфликт декана и ректора Петербургского университета продолжался почти год: прошлой весной Марина Шишкина открыто выступила на ученом совете факультета с критикой руководства СПбГУ. Правда, выступление это произошло после увольнения в начале прошлого года из вуза декана медицинского факультета Сергея Петрова, ее мужа. Тогдашний декан журфака предложила признать неудовлетворительной работу ректора Николая Кропачева, занимающего одновременно должность декана юридического факультета. Руководство СПбГУ обратилось в суд с иском к г-же Шишкиной о защите деловой репутации, интересы университета в суде представляла его бывший ректор, а ныне президент Людмила Вербицкая. К конфликту подключились и студенты журфака, которые провели серию пикетов в защиту своего декана. Но после встречи с ректором студенческие пикеты прекратились, а вся полемика переместилась в социальные сети. Потом 18 деканов факультетов написали письмо Николаю Кропачеву, требуя отстранить г-жу Шишкину от должности, был неожиданный обыск на факультете журналистики с ОМОНом и изъятием документов, возбуждение уголовного дела по статьям о растратах средств... Уголовные дела с тех пор зависли, тем не менее ректор Кропачев уволил декана Шишкину, а с остальных постов она ушла по собственному желанию.
Выступая перед студентами, собравшимися в одном из помещений обкома профсоюзов в другом районе Петербурга, Марина Шишкина сказала, что для нее решение ректора не оказалось неожиданным. Неожиданностью была только предпраздничная дата. Факультет, по ее мнению, "большой и устойчивый корабль" и "он долго будет плыть независимо от того, кто станет деканом, а задача студентов -- учиться". На вопрос, что теперь делать дипломникам, экс-декан ответила, что нужно хорошо защитить дипломы. И пообещала, что придет не только на защиты дипломов, но и на вечер по поводу окончания факультета.
Взаимный обмен обвинениями и критикой со стороны Марины Шишкиной, Сергея Петрова и руководства университета продолжался целый год. Теперь уже экс-декана упрекали в том, что она слишком увлеклась PR-деятельностью в ущерб делу (Шишкина -- специалист по PR). Теперь, как считает Людмила Вербицкая, на факультете восстанавливается нормальный порядок приема студентов -- прозрачный и понятный вопреки существовавшим прежде спискам. Например, в последний прием, когда по решению ректората на факультете сменили председателя приемной комиссии по творческому конкурсу, со стороны абитуриентов не было ни одной апелляции по сравнению с предыдущими годами, когда жалоб было множество. В ответ г-жа Шишкина обвиняла руководство университета в «помещичьих» принципах управления, когда вся система живет «по милости барина-начальника».
"Последний год показал, как любого можно просто так взять за шиворот, объявить выговор, провести обыск, завести уголовное дело, это элементарный расчет на слабость человека, который не выдержит насилия, -- сказала она на встрече со студентами. -- И это действительно нелегко. Но я все равно не буду писать подметные письма и сводить счеты".
На вопросы студентов, не предлагали ли ей уладить дело миром, она рассказала, что никто не предлагал ей договариваться и что у нее не было ни одного личного разговора с г-ном Кропачевым. Хотя она хотела с ним встретиться. Ректор ни разу не пришел и на факультет, чтобы поговорить с преподавателями, встретиться с ученым советом. «Как руководитель я не могу представить ситуацию, чтобы я так яростно, так отчаянно бодалась, например, с заведующим кафедрой. И должна сказать, что ни один мужчина в жизни не проявлял ко мне таких ярких эмоций, как Николай Кропачев!» -- заявила г-жа Шишкина.
Как сказал кто-то из студентов, по факультету уже прошел слух, что те преподаватели, которые поддерживали прежнего декана, уйдут, а факультет расформируют. Марина Шишкина постаралась успокоить студентов, но слова успокоения прозвучали не слишком уверенно. Во-первых, потому что на факультет по личному приглашению ректора уже вернулись те преподаватели, которым пару лет назад ученый совет факультета отказал в праве руководить кафедрами. Во-вторых, последние нововведения выглядят, по мнению студентов, довольно странно. Например, большую озабоченность вызвал факт закрытия заочных и вечерних отделений в университете. Кто-то из собравшихся высказал мнение, что это происходит в связи с Болонским процессом, но г-жа Шишкина возразила: «Отказываться от заочного и вечернего обучения сейчас полная глупость, весь мир развивает дистанционные формы обучения, а мы отказываемся. Нельзя так грубо, по-советски закрывать. Кстати, наш президент тоже первый год учился на вечернем -- от этого что, он хуже образование получил? Нужно не закрывать, а повышать качество образования. А для нашего факультета заочное и вечернее отделение -- насущная форма обучения, для журналиста нормально днем работать по специальности, а вечером учиться».
Г-жа Шишкина также посоветовала подождать, как будут дальше развиваться события вокруг ее ухода. Сейчас ее адвокат готовит иски на приказ ректора об увольнении. Кроме того, бывший декан пообещала доказать, что обвинения в ее адрес в хищении средств были надуманными.