|
|
N°122, 11 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диспетчеру надо верить
Разбившийся «Ту» не мог ослушаться земли
Первый замминистра транспорта России, глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько вчера призвал швейцарские авиационные власти воздержаться от публичных заявлений о том, что столкновение самолетов Ту-154 и Boeing-757 2 июля этого года произошло по вине российского экипажа. Александр Нерадько воздержался от прямых обвинений в адрес швейцарских авиадиспетчеров, но не смог скрыть, что их поведение во время катастрофы и после нее вызывает у российской стороны много вопросов.
На вчерашней пресс-конференции Нерадько сообщил, что расшифровка бортовых самописцев Ту-154 завершена. Группа российских экспертов в тот же день намерена была вылететь в германский Брауншвейг для участия в анализе этой информации. Нерадько отметил, что профессиональные выводы о причинах аварии можно будет сделать только по окончании расследования. Он не особенно старался скрыть свое раздражение по поводу того, что «с первых часов после катастрофы разные официальные лица государственных и общественных организаций делают необоснованные заявления» о виновности погибшего экипажа «Башкирских авиалиний». Глава ГСГА напомнил, что сначала летчиков обвиняли в незнании английского языка, потом -- в том, что они не выполнили указания диспетчера. «Сейчас активно развивается тема, что, наоборот, экипаж обязан был действовать вопреки указаниям с земли, руководствуясь только приборами». При этом Нерадько не упомянул прямо авиационные власти Швейцарии. Однако все три перечисленные версии последовательно выдвигали представители компании Skyguide, которая управляет воздушным движением в этой стране.
Вчера представители ГСГА высказали свое мнение о том, чему должен был подчиниться в той ситуации пилот башкирского «Ту»: бортовой системе предупреждения опасного сближения TCAS, которая рекомендовала набирать высоту, или прямо противоположному требованию наземного авиадиспетчера. Как заявил руководитель департамента летных стандартов ГСГА Юрий Таршин, документы Международной организации гражданской авиации не содержат однозначного ответа на этот вопрос. Документы более низкого уровня, а именно технические инструкции фирм -- разработчиков систем TCAS Rockwell Collins и Honeywell, рекомендуют летчику в спорных случаях полагаться на диспетчера. По мнению Нерадько, в зоне ответственности швейцарских авиадиспетчеров такое решение было единственно возможным, так как воздушное пространство там отличается высокой интенсивностью движения, а наземные службы поддерживают непрерывную связь с экипажами летящих самолетов и непрерывно контролируют их курс с помощью локаторов.
«У нас существуют очень серьезные вопросы о том, какие меры были приняты для улучшения организации воздушного движения на этом участке, и мы эти вопросы поставим в самое ближайшее время», -- заявил Александр Нерадько газете «Время новостей». Но регулярные рейсы российских авиалиний, проходящие через эту зону, сказал он, сейчас выполняются по обычному расписанию. В прессе появилось сообщение, что компания Skyguide намерена сократить интенсивность полетов на своем участке на 20%. Но официальным путем ГСГА такой информации не получала.
Михаил КУКУШКИН