Новые обороты набирает в Казахстане череда коррупционных скандалов, связанных с именами членов семьи президента Нурсултана Назарбаева. Известный казахстанский олигарх, ныне опальный бывший глава БТА-банка 46-летний Мухтар Аблязов несколько дней назад озвучил новую порцию обвинений против среднего зятя президента, зампреда правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» 43-летнего Тимура Кулибаева. Главным объектом обвинений Аблязова вновь стал президентский зять. Как и в конце января этого года, когда пребывающий в эмиграции Аблязов публично представил документы,
свидетельствующие о полученных Кулибаевым от китайских компаний взятках на сумму 169,5 млн долл. за право приобретения 49% казахстанского АО «СНПС-Актобемунайгаз».
На этот раз Аблязов обвинил Кулибаева в том, что тот увел из бюджета Казахстана 1,8 млрд долл. в ходе сделки по приобретению государственной нефтяной компанией «Казмунайгаз» 100% акций компании «Мангистаумунайгаз» в ноябре 2009 года. Сам Тимур Кулибаев, являясь председателем совета директоров «Казмунайгаз» и обладателем крупного пакета ее акций, по мнению Аблязова, получил выгоду от этой сделки.
Аблязов направил открытое письмо не только руководству правоохранительных органов страны, к которому прилагались документы, по его мнению, изобличающие Кулибаева. Опальный банкир решил поднять проблему на политический уровень и обратиться к правящей в Казахстане партии «Нур Отан», лидером которой является президент Назарбаев. Поскольку казахстанский парламент, в котором оппозиция не представлена, является монополией политических соратников президента из «Нур Отан», обращение Мухтара Аблязова носит в некотором смысле издевательский характер. «Поскольку преступления, совершенные Кулибаевым и его организованной преступной группой в силу своего размаха, циничности и сверхкрупных размеров вышли за рамки особо тяжких уголовных преступлений и превратились в реальную угрозу национальной безопасности страны, считаю, что правящая Народно-демократическая партия «Нур Отан» не может оставаться далее безучастной...» -- пишет бывший банкир.
На его обращение вынужден был отреагировать сам Нурсултан Назарбаев. Президент 26 февраля принял участие в заседании Совета предпринимателей Казахстана, в ходе которого генпрокурор Кайрат Мами доложил ему, что «мы получаем еженедельно от него (Аблязова. --
Ред.) заявления, которые официально обращены генпрокурору... о возбуждении уголовных дел в отношении других лиц». «По нашему законодательству любое заявление мы обязаны проверить, -- оправдывался прокурор, -- поэтому все заявления мною зарегистрированы, проводится доследственная проверка... думаю, по итогам проинформируем вас».
Реакция Назарбаева была неожиданной. Он отнюдь не похвалил генпрокурора за то, что он стоит на страже закона, даже если в его нарушении подозревается президентский зять. Вместо этого гарант конституции обрушился на главу «Астана групп» Нурлана Смагулова, который вместе с рядом других известных в Казахстане людей в 2003 году обратился к Назарбаеву с просьбой
о помиловании Мухтара Аблязова, приговоренного в 2002 году к шести годам заключения по обвинению в злоупотреблении служебным положением. Этот приговор многие расценили как политически мотивированный, поскольку Аблязов был одним из организаторов и спонсоров партии «Демократический выбор Казахстана», бросившей вызов окружению Назарбаева. Теперь заступничество Нурлана Смагулова вышло ему боком: президент был в гневе.
«Группа его (Аблязова. --
Ред.) друзей, среди которых был ты, написали мне письменное прошение, клялись и дали письменное поручительство, чтобы я его, Аблязова, посаженного в тюрьму за коррупцию, помиловал. И вы мне письменно, клятвенно обещали, что он будет служить родине. Он теперь плюнул в лицо всем друзьям. Не буду фамилии называть, и вы должны ответить», -- пригрозил Назарбаев. Из слов президента следовало, что клятва «служить родине» означала отказ от критики правящей семьи.
Нурлан Смагулов каялся сдержанно: «Мне досадно, что мы сейчас находимся по разные стороны баррикад». Он добавил, подстраиваясь к тону главы государства, что важно не видеть «в стране, в которой ты вырос и состоялся, все только негативное». Нурсултан Назарбаев между тем продолжал обиженно ворчать: «Нет же, создало им государство условия, заработали деньги -- нет, мало. Дальше лезут куда-то. У нас в Казахстане не будет олигархического капитала... капитализма я не допущу... Вредно банкирам идти в политику, они потом пропадают». И по-отечески дал предпринимателям несколько советов: «Первое -- жить по средствам и скромно, а не так, как вы себя ведете, как будто пуп земли. Экономить во всем и в хорошие времена готовиться к плохим временам... Кредиты тоже надо отдавать, когда приходит время...»
А на следующий день новую атаку на президента Назарбаева предпринял другой, ныне уже бывший его старший зять, «злой демон» правящий в Казахстане семьи,
Рахат Алиев. В интервью австрийской газете «Прессе» 47-летний беженец, живущий ныне в Европе под фамилией своей новой жены -- Шораз, -- признал факт своей встречи в январе 2010 года с главой МИД Казахстана Канатом Саудабаевым, в ходе которой сторонам не удалось заключить перемирие. Свидетельством этого стала новая порция коррупционных разоблачений экс-зятя в адрес казахстанского руководства.
Нурсултану Назарбаеву, готовящемуся встречать через четыре месяца свое 70-летие в ранге президента страны, председательствующей в ОБСЕ, можно только посочувствовать.