|
|
N°31, 26 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Окно возможностей» между странами СНГ должно быть всегда открыто
В рамках Международного экономического Форума СНГ «Новые инициативы в год председательства России в Содружестве» в начале марта пройдет Круглый стол «Новые возможности активизации торговых и инвестиционных операций в СНГ: банковские продукты и финансовые услуги».
Мы сейчас наблюдаем парадоксальную ситуацию: торговые связи в рамках СНГ, несмотря на кризис, достаточно успешно развиваются. Так же, как и между государствами Содружества и европейскими странами. Разница в том, что сделки с западными партнерами давно проходят в русле классических банковских технологий. Эти технологии нельзя назвать такими уж инновационными - с конца 1990-х годов мало что менялось, но крупные торговые организации вполне стабильно работали со своими западными партнерами, используя общепринятые механизмы. Ситуация на территории СНГ совершенно другая. До сих пор торговля базируется на примитивных инструментах, которые можно свести к одному слову - предоплата. Это, мягко говоря, не способствует росту товарооборота, и положение дел необходимо менять в корне. Пришло время серьезно задуматься о комфортных финансовых условиях для тех, кто уже развивает бизнес на территории СНГ или планирует выйти на смежные рынки.
В новейшей истории постсоветского пространства можно проследить несколько этапов экономического позиционирования стран СНГ. Сначала у всех без исключения была эйфория: казалось, достаточно открыть границы и иностранный капитал польется рекой. Это был очень короткий период, и возврат к реальности не заставил себя ждать. Потом был период борьбы за выживаемость, завершившийся в середине 1990-х годов. Сейчас гаснет вторая волна иллюзий -- что все вопросы можно решать самостоятельно.
И кризис все расставил по местам. Можно считать аксиомой, что у большинства государств сильно пошатнулась вера в непоколебимость мировых валют, доллара и евро. Да, они продолжают играть решающую роль во всемирном товарообмене, тем не менее, это уже не та константа, как это было до начала кризиса. Стало также очевидно, что надо как можно полнее использовать ресурсы соседних государств, которые де-факто еще не разорвали старые кооперационные связи, или уже наработали новые, но не задействуют их в полном масштабе. Я называю этот период «окном возможностей», которое позволит ускоренными темпами решать проблемы, «проседавшие» годами.
Яркий пример -- подписание трехстороннего соглашения о Таможенном союзе. Это первый реальный договор, который четко определяет права и обязанности наднационального органа. Впервые три государства - Россия, Белоруссия и Казахстан, делегировали часть своего суверенитета структуре, решающей вопросы по общим для всех сторон правилам.
Торговые и инвестиционные проекты на территории СНГ не могут обойтись без квалифицированного банковского сопровождения. Финансовые институты СНГ сегодня предоставляют серьезные дополнительные возможности потребителям банковских продуктов. Что, например, в основном сдерживает развитие торговли с точки зрения увеличения ее объемов? Отсутствие доверия между партнерами. В данном случае банки как наиболее прозрачные структуры, а можно с уверенностью утверждать, что практически во всех странах СНГ они соответствуют международным финансовым стандартам и имеют международные рейтинги, вполне готовы выполнять посреднические финансовые функции. Их поведение всегда предсказуемо, и «включение» в торговую цепочку, где банк берет на себя львиную долю рисков клиента, значительно снижают угрозу неплатежей, непоставок, несоблюдения условий контрактов. А это значит, что появляются дополнительные возможности увеличения объемов торговли и создания благоприятных условий к снижению издержек. На выходе -- если не снижение цен, то уж точно -- уменьшение инфляционного давления на отрасль.
Поэтому к серьезному разговору мы приглашаем и банкиров, крайне заинтересованных в сопровождении сделок, и потребителей их услуг, работающих на рынках СНГ. Ведь всем участникам внешнеэкономической деятельности крайне необходимы надежные финансовые инструменты: гарантии, страховки, методики оценки рисков. Не менее важно мнение международных финансовых институтов, например, ЕБРР, Межгосбанка СНГ, которые в силу уставных задач и большого опыта успешно участвуют в межгосударственных программах по развитию экономических связей.
Сейчас пришло время провести «ревизию» накопившихся за время кризиса проблем и показать пути их решения. В частности, популяризацией банковских услуг, применяемых в межгосударственных проектах. Конечно, абсолютно новый финансовый продукт - это одно из событий, которые в этом весьма консервативном бизнесе можно пересчитать по пальцам. Скорее, следует говорить об адаптации широко используемых в международной практике продуктов к условиям стран СНГ.
В принципе, без банков инновационные проекты невозможно запускать и сопровождать. Правильно структурированное финансирование -- это своего рода лоция для безопасного плавания в бурном море бизнеса. Не раз бывало так, что компания в ходе подготовки проекта приводит свою финансовую деятельность в соответствие со стандартами, которые требует банк.
Результат работы Круглого стола мы ждем не только вполне очевидный: новые запущенные в жизнь программы или заключенные сделки. Но намного важнее - выстраивание долгосрочных отношений между банками СНГ в постоянном режиме: их каждодневное взаимодействие и оказание услуг своим клиентам по трансграничным сделкам.
Павел НЕФИДОВ, генеральный директор Финансово-банковского совета СНГ