|
|
N°31, 26 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заколдованные звезды
За пять минут до начала хоккейного матча Канада -- Россия диктор на арене объявил, что два часа назад канадская конькобежка Клара Хьюз заняла третье место на дистанции 5000 метров. На информационном табло, висящем огромным китайским фонариком над ледовой ареной, появилось счастливое лицо Клары. Расцвеченная красными красками (цвет канадского кленового листа) и оттого похожая на раскаленную сковороду арена Canada Hockey Place зашлась от восторга.
От рева трибун можно было оглохнуть. И без того заведенные до предела, они получили дополнительный заряд, и это было плохим предзнаменованием для нас. Нам некого и нечего было показывать в этот 13-й день Олимпиады, который начался крайне неудачно для нас. Мужская сборная России по лыжным гонкам в составе Николая Панкратова, Петра Седова, Александра Легкова и Максима Вылегжанина с треском провалила эстафетную гонку 4х10 км, заняв лишь восьмое место.
Умение бегать классические эстафеты не самое сильное качество российских лыжников, ведь с тех пор, как Россия стала выступать на Играх самостоятельной командой, наша сборная ни разу не поднималась в этой дисциплине выше пятого места. Но при любом раскладе, участвуя в Олимпиадах, нельзя проигрывать на каждом этапе 10-километровой дистанции по полминуты и больше. Недопустимо это и ничем не оправдываемо. Ни плохими погодными условиями (они для всех одинаковы), ни неудовлетворительным самочувствием, потому что такая стабильность со знаком минус всей четверки -- это уже не случайность, а закономерный итог. Более 37 секунд отставания от лидеров на первом этапе ни в какие ворота не лезет. Это, как в боксе, досрочно проигранный бой. Чувствительнейший удар по престижу команды, и огромный камень в тренерский огород.
После такого провала мы здесь, в Ванкувере, ехали на арену Canada Hockey Place за положительными эмоциями. В Москве было начало четвертого утра, но кто бы сомневался в том, что России в этот момент было не до сна. Победа наших хоккейных мегазвезд могла бы, образно говоря, перевесить ту огромную чашу весов, которая за эти 13 дней Олимпиады до краев заполнена нашими олимпийскими поражениями. Подсластить, как сахарным кленовым сиропом, горечь неудач в других дисциплинах. За победу над канадцами в самом их «логове», которая после двух предыдущих побед в финалах чемпионатов мира приобретала особый психологический смысл, наши болельщики простили бы все, даже десятое место в общекомандном олимпийском зачете.
Но Овечкину и компании не удалась роль спасителей нации. «Лучшая за всю историю нашего участия в Олимпийских играх» российская хоккейная сборная была буквально раздавлена вышедшими, как на последний бой, канадцами. Наших звезд словно околдовали: у них постоянно сваливалась шайба с крюка, они роняли клюшки в самых безобидных ситуациях, а каждая третья передача была неточной. Было полное ощущение, что они оказались не готовыми к прессингу, устроенному им канадцами. Играли, как «дети на улице», -- тут трудно не согласиться с нашим вторым голкипером Ильей Брызгаловым, который потом именно так и охарактеризовал действия своих товарищей в первых двух периодах.
В этой ситуации команду могли выручить только фантастические действия Евгения Набокова в воротах, но он тоже был в этот день на себя не похож.
Убийственные «минус три шайбы» после первого раунда стали, по сути, теми же 37 секундами отставания на первом этапе лыжной эстафеты. Которые в таких ситуациях не отыгрываются. Игра была сделана. А еще три шайбы подряд, проведенные канадцами в начале второго раунда, лишь довершили дело.
Спустя восемь минут после начала третьей 20-минутки канадский телеоператор отыскал на трибуне Тессу Верчу и Скотта Мойра -- канадскую танцевальную пару, выигравшую днем раньше олимпийское «золото», и крупным планом показал их на уже упомянутом цветном информационном табло. Они держали в руках олимпийские медали и счастливо улыбались. Судья-информатор начал о чем-то у них спрашивать. О чем, не было слышно, потому что, увидев такую картину, трибуны снова взревели.
Игра в хоккей еще не закончилась, просто выпала небольшая пауза перед вбрасыванием, но канадцы уже потеряли к ней былой интерес, потому из нее исчезла интрига, как бывает всегда, когда победитель становится известен заранее. Разве могли мы перед этим матчем предположить, что для выявления сильнейшего в нем хватит и двух периодов?
Этим издевательским, отвлекающим от событий на хоккейной площадке интервью с фигуристами хозяева словно добивали нас, сыпали соль на раны, напоминая еще раз о том, что мы впервые после 1964 года остались без золотых медалей в фигурном катании, а больше семи шайб в хоккейных олимпийских турнирах пропускали 50 лет назад.
После окончания матча президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк не мудрствуя лукаво объяснил учиненный нам разгром тем, что это был не наш день. А сколько интересно было на этой Олимпиаде наших дней? Правильнее, наверное, было бы сказать, что это был день Канады, которая помимо исторической победы над хоккейными звездами России и «бронзы» конькобежки Клары Хьюз, выиграла золотую и серебряную медаль в женском бобслее и обосновалась на третьей позиции в общекомандном зачете. И еще, как говорится, не вечер, хотя бы потому что в составе хозяев есть, например, женская сборная по хоккею.
Что касается пресловутого матча Канада -- Россия, специалистам еще предстоит разобраться в причинах нашего поражения. Пока только эмоции. Увы, отрицательные. Потому что после этого фиаско можно констатировать, что XXI зимняя Олимпиада проиграна нами окончательно, что подняться выше шестого места в общекомандном зачете мы вряд ли теперь сможем и что такого слабого выступления на зимних Играх у россиян не случалось никогда.
До конца Олимпиады осталось четыре дня. Еще предстоит разыграть 23 комплекта наград. У нас, если реально оценивать ситуацию, есть шансы (в подавляющем большинстве призрачные) побороться за медали в семи видах предстоящей программы: в женской лыжной эстафете, женском сноуборде (параллельный гигантский слалом), мужской биатлонной эстафете, скоростном беге на коньках (женская командная гонка), бобслее среди экипажей-четверок, женской лыжной гонке на 30 км и мужской на 50 км.
Борис ВАЛИЕВ, Ванкувер