|
|
N°31, 26 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звериный фискал капитализма
Правительство ищет способы защиты экономики от повышения страховых взносов
Правительство резко активизировало поиски способов защиты бизнеса от самого резкого за последнее десятилетие увеличения фискальной нагрузки вследствие предстоящего с 1 января 2011 года повышения суммарных ставок социальных страховых взносов-- с 26 до 34% от фонда заработной платы. Спешка объяснима: к лету должен быть готов проект бюджета на будущий год, а для его формирования необходимо иметь четкое представление об источниках наполнения государственной казны. Рассчитывать на автоматический приток в фонды социального страхования нескольких сот миллиардов рублей и на сокращение на такую же сумму обязательств бюджета перед ними не позволяют опасения, что бизнес не потянет возложенную на него новую нагрузку и поставит под угрозу налоговые поступления даже в прежнем объеме. Эксперты прогнозируют возврат зарплат в конвертах.
На разном уровне уже прозвучало несколько возможных вариантов плавной адаптации бизнеса к новой фискальной реальности. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил о возможности снижения совокупного размера ставок страховых взносов с 34 до 32%. Его заместитель Сергей Шаталов поспешил уточнить, что речь идет всего лишь о временной (на один-два года) отсрочке перехода к максимальной ставке в 34%. По мнению замминистра финансов, временное сокращение могло бы произойти за счет сохранения на прежнем уровне в 3,1% ставки взноса в Фонд обязательного медицинского страхования (ее предполагается увеличить до 5,1%). По словам г-на Шаталова, «есть возможность придержать увеличение тарифов», пока не появится ясность с реформой системы обязательного медстраха и не станет понятно, «на что будут потрачены эти дополнительные деньги».
Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина считает снижение налоговой нагрузки на два процентных пункта недостаточным для развития инновационных отраслей. По ее мнению, чтобы льготы сработали, они должны быть больше. Но конкретных масштабных идей ее ведомство пока не обнародовало.
Министерство здравоохранения и социального развития официально не высказало своего отношения к «скромным» инициативам Минфина, но можно предположить, что в ФОМСе не будут в восторге от лишения его средств, которые уже почти заложены в бюджет. Хотя о моральной готовности к борьбе за 34% министр Татьяна Голикова говорила еще в конце прошлого года, предрекая, что баталии вокруг компенсации бизнесу доходов, выпадающих в связи с увеличением ставок социальных страховых взносов, могут начаться уже весной 2010 года при формировании очередного федерального бюджета.
Самый обширный перечень других идей по поддержке инновационного обновления экономики обнародовал на днях глава Минфина Алексей Кудрин в Томске. В частности, предлагается в течение трех лет не облагать налогом на имущество вновь вводимое в строй энергоэффективное оборудование. Минфин готов передать свои полномочия по предоставлению компаниям инвестиционного налогового кредита в регионы. Министерство согласно упростить налогообложение некоммерческих организаций в области науки, образования и здравоохранения, правда, возражает против их освобождения от налога на прибыль. Будет наведен порядок в налогообложении нематериальных активов (интеллектуальной собственности), сокращены сроки их амортизации. Минфин готов сократить перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте. Некоторое облегчение порядка налогообложения ожидает грантополучателей. Граждане могут получить право на вычет из налоговой базы по подоходному налогу в размере процентов на образовательные кредиты.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, назначенный недавно ответственным за повышение инвестиционной привлекательности российской экономики, говорил об «особых налоговых режимах для предприятий, которые будут работать в специальных зонах и отдельных секторах». Некий специальный налоговый режим будет иметь также центр исследований и разработок как российский аналог Кремниевой долины, создание которого предусматривается в подписанном на прошлой неделе указе президента Дмитрия Медведева.
Но все это на самом деле не такие уж большие суммы. По словам Алексея Кудрина, сумма выпадающих доходов в случае реализации всех внесенных Минфином предложений составит до 100 млрд руб. «По самым смелым оценкам, мы можем в течение двух-трех лет нарастить льготы для инновационных предприятий до 150 млрд руб.», -- признался г-н Кудрин. В мае прошлого года премьер Владимир Путин оценивал нагрузку на бюджет из-за отказа повысить ставку страховых взносов с 2010 года в 700 млрд руб. Поэтому сейчас в качестве гораздо более выгодного предложения министр финансов обещает бизнесу улучшение макроэкономической ситуации в России. По его оценке, только снижение инфляции и средней ставки кредитования с 14 до 9% годовых даст бизнесу те самые 700 млрд руб. экономии.
Большинство новых идей по поддержке инновационного бизнеса пока тоже подвисает из-за проблем с его идентификацией. «Кто такие инноваторы и кого из них государство должно поддерживать? Мы до конца эту тему не понимаем и готовы ее обсуждать со всеми», -- заявляет вслед за своим шефом Сергей Шаталов. Он надеется, что в этом вопросе ясность должна появиться до 4 марта, когда состоится заседание правительства, посвященное налоговому стимулированию инновационной деятельности. Только после этого Минфин, по словам г-на Шаталова, «будет способен произвести законы».
Небольшую надежду на успех в дальнейшей борьбе за неувеличение налоговой нагрузки бизнесу дает тот факт, что однажды государство уже отступало от первоначального решения. Страховые взносы по общей ставке 34% должны были собираться уже с 1 января 2010 года. Однако в последний момент решили с этого года ограничиться заменой единого социального налога страховыми взносами с сохранением прежнего размера фискальной нагрузки, отложив ее увеличение на 2011 год. Власти не решились в кризис взвалить на экономику дополнительное бремя. Вряд ли можно считать, что кризис прошел окончательно и бесповоротно.
Однако в конце 2009 года при нарастающем дефиците бюджета государство пошло на довольно рискованный шаг в социальной политике, резко повысив размеры пенсий за счет пересчета прежнего трудового вклада граждан. Значительно увеличив свои расходы, власть как бы сыграла на опережение -- необходимость компенсации взятых повышенных соцобязательств стала неизбежной. Об этом премьер-министр Владимир Путин откровенно предупредил бизнес на пенсионном форуме в ноябре прошлого года: «Мы с вами, все общество, должны сделать выбор: либо бизнесу оставить деньги, либо пенсионерам». Выбор сделан, но окончательно убивать надежду бизнеса премьер не стал, заявив, что «не исключает поиска тех или иных форм компенсации возрастающей налоговой нагрузки».
Пока же при каждом удобном случае бизнесу напоминают о принятых в конце 2008 года превентивных мерах по снижению налоговой нагрузки. Главной из них называется уменьшение с 24 до 20% ставки налога на прибыль, состоявшееся в прошлом году. Кроме того, было освобождено от НДС ввозимое в страну новое технологическое оборудование, которое не производится в России. Упрощен механизм амортизации, увеличен перечень вычетов из налогооблагаемой базы предприятий. Для малого бизнеса повышен порог оборота, позволяющий переходить на упрощенную систему налогообложения.
Эксперты не верят в очередной отказ от роста фискальной нагрузки. «О каких-то серьезных компенсациях речь вести невозможно. В Пенсионном фонде большая дыра, -- напоминает управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group Дмитрий Путилин. -- Другое дело какой это будет иметь макроэкономический эффект. У бизнеса можно забрать все, но только один раз». Он уверен, что «увеличение зарплатных налогов, особенно в период кризиса, приведет к расширению практики применения схем уклонения от уплаты налогов. Крупный бизнес не сможет этим злоупотреблять. Скорее всего он начнет экономить на зарплатах. А они у нас и без того небольшие, что ограничивает внутренний спрос».
«Многое будет зависеть от того, какой будет ситуация в экономике. Если дефицит госбюджета окажется меньше, чем рассчитывают, то, возможно, будут найдены какие-то варианты компенсации внутри бюджета», -- предполагает аналитик Института финансовых исследований Владимир Крейндель. Но пока, по его словам, ситуация с внебюджетными фондами такова, что у государства нет возможности отказаться от повышения ставок страховых взносов. «И это будет серьезный удар по бизнесу. Неизбежно расширятся масштабы увода зарплат в тень. Администрирование всегда опаздывает за инновациями в этой сфере», -- предполагает г-н Крейндель.
«Правительство изначально абсолютно осознанно шло на повышение фискальной нагрузки, и сейчас на самом высоком уровне уверенно заявляется, что пересматриваться это решение не будет, -- обращает внимание председатель налогового комитета организации «Опора России» Михаил Орлов. -- Вернемся к конвертной форме выплаты заработной платы. Те, кто почестнее, будут просто объявлять локаут, приостанавливать свою деятельность».
Не верит г-н Орлов и в новые инициативы по поддержке малого бизнеса. «В упрощенной системе налогообложения тем организациям, которые уплачивают налог с прибыли, рассчитываемой как доход минус расход, регионам было разрешено снижать ставку с 15 до 5%, -- напоминает специалист. -- К сентябрю прошлого года этим воспользовалась треть регионов, еще треть думала над этим, и треть не собиралась ничего делать. При этом некоторые выполнили инициативу премьера достаточно иезуитски: снизили ставку только для тех налогоплательщиков УСН, которые пользуются патентами. Из-за сложности перехода на такую систему в регионах ее применяют 5--10 человек (именно в таком масштабе). Регионы не горят желанием спасать малый бизнес за счет своего бюджета».
Андрей СУСАРОВ