Дмитрий Медведев,
как и предполагала газета «Время новостей», вчера объявил руководству МВД о начале новой масштабной структурной и кадровой реформы ведомства. МВД предписано избавиться от ряда «избыточных и несвойственных» функций -- по выдворению из страны иностранцев, проведению техосмотра автотранспорта и содержанию медвытрезвителей, реорганизовать структуру подразделений, обслуживающих режимные объекты и службу транспортной милиции, а также почти в два раза сократить численность центрального аппарата. Все это изложено в указе президента, о подписании которого он вчера сообщил руководству МВД на расширенном заседании коллегии ведомства.
После коллегии последовал еще один указ президента, которым в отставку были отправлены сразу 15 милицейских генералов, в том числе два заместителя министра -- Николай Овчинников и Аркадий Еделев. Столь масштабных кадровых потрясений МВД не испытывало с советских времен. Также еще никогда не объявлялось о двукратном урезании святая святых МВД -- центрального аппарата.
По статистическим показателям прошлый год для российской милиции оказался неплохим -- преступность продолжала уменьшаться. Однако почти весь год МВД приходилось разгребать непрекращающиеся скандалы -- то один милиционер без причины открыл стрельбу по людям в магазине, то другой публично обращается к премьеру с просьбой прекратить милицейский беспредел и навести порядок в правоохранительных органах, то третьи избивают до смерти невинных людей и т.д. Сначала руководство МВД стойко держало оборону, категорически отвергая критику в адрес своего ведомства. Но в конце декабря 2009 года президент подписал первый указ о реформировании милиции, в котором общую численность МВД было предписано сократить на 20%. При этом признавалось, что «организация деятельности милиции не отвечает современным требованиям».
Поэтому было понятно, что в своем выступлении на коллегии МВД президент немало времени уделит внутренним проблемам милиции. Кроме того, еще в среду по МВД поползли упорные слухи, что на заседании г-н Медведев может сообщить о новом решении по реформе ведомства. Так оно и получилось, причем президент, похоже, превзошел самые мрачные ожидания руководства ведомства. Было объявлено не только о новом указе, но и о новых законодательных инициативах, в том числе по ужесточению контроля за работой сотрудников МВД. А само выступление президента вообще длилось не более пяти минут.
В начале своей речи г-н Медведев отдал дань традиции и поблагодарил «сотрудников министерства за добросовестное отношение к службе, а военнослужащих внутренних войск -- за успешно проведенные контртеррористические операции». После чего сразу перешел к насущным проблемам, напомнив собравшимся, что «на коллегиях не только подводятся итоги, но и определяются задачи на будущее». Президент отметил, что от качества работы милиционеров «зависит не только стабильность в обществе, но и развитие экономики и социальной сферы страны» и что именно благодаря работе милиции «негативное влияние кризиса» не привело к росту преступности, «которого так все опасались». На этом «торжественная часть» закончилась.
«Целый ряд происшествий в МВД получили очень значительный общественный резонанс и сказались на авторитете министерства и его сотрудниках, -- отметил г-н Медведев. -- 24 декабря прошлого года я подписал указ о мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел (ОВД). По сути, это начало серьезной реформы министерства. До 1 января 2012 года число работников подразделений центрального аппарата МВД должно быть сокращено на 20% -- с 19 970 до 10 тыс. человек». При этом президент отметил, что «необходимо дальнейшее упорядочение функций МВД и оптимизация его структуры», пояснив, что уже принял на этот счет решение.
Так, например, ведомство «избавится от функции по административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории России, а также по проведению технического осмотра транспортных средств, а медвытрезвители при ОВД будут переданы в систему органов здравоохранения».
Дмитрий Медведев заявил, что ответственность всех правоохранителей будет усилена: «Я внес в Госдуму предложения в законопроекты, из которых предлагаю рассматривать совершение преступления сотрудниками МВД, как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность, и установить уголовную ответственность милиционеров за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, как это существует в Минобороны и ФСБ. С нарушителями дисциплины нужно бороться жестко. Тот, кто не исполняет правомерно отданный приказ, -- преступник».
Рассказал президент и о том, что «в перспективе должен быть принят и новый закон о милиции, который определит основные цели деятельности сотрудников: противодействие преступности и обеспечение общественного порядка». При этом он поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву до 1 декабря 2010 года подготовить проект закона о милиции, уточняющий ее функций. Также в ближайшее время он планирует провести «ротацию», согласно которой «генеральские должности будут комплектоваться из федерального резерва, а подбор и выдвижение на эти должности -- производиться из числа перспективных офицеров милиции, готовых защищать закон и права наших граждан». Милиционеры будут отбираться на работу «с учетом их моральных и психологических качеств».
После этого г-н Медведев поставил милиционерам «ряд приоритетных задач». «Раскрываемость преступлений останется одним из базовых критериев работы, -- сказал он. -- Желание приукрасить статистику, поменять ее недопустимо. Работа министерства в этом направлении должна быть существенно скорректирована». Важными задачами по-прежнему остаются противодействие экстремизму, ликвидация бандподполья на Северном Кавказе, борьба с экономической преступностью, криминальным давлением на бизнес и незаконным захватом собственности, а также антикоррупционная работа. «Все должно работать, а не оставаться на бумаге. Работу по реформированию деятельности МВД я буду держать под своим личным контролем», -- пригрозил президент.
Выступивший затем глава МВД Рашид Нургалиев поддержал президента в том, что «прошедший год для всех сотрудников ведомства выдался весьма напряженным». В первую очередь потому, что в прошлом году к уголовной ответственности было привлечено 2017 милиционеров. «Мы будем решительно избавляться от недостойных сотрудников, но будем и отстаивать честь своих честных коллег, -- сказал министр. -- Хочу отметить, что в последнее время увечилось число посягательств, угроз и шантажа в отношении наших коллег в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Только за минувший год в подразделения собственной безопасности поступило порядка 1,1 тыс. обращений за госзащитой. В отношении угрожавших уже возбуждено 54 дела. Кроме того, было зарегистрировано 73,2 тыс. противоправных действий в отношении сотрудников милиции патрульно-постовой службы, участковых, инспекторов ГИБДД, тех, кто непосредственно, каждый день работает с населением».
Относительно структурных изменений в ведомстве г-н Нургалиев рассказал, что существует специальный реестр граждан, не пригодных для службы в правоохранительных органах. «Кандидатуры шести тысяч человек были отклонены по компрометирующим обстоятельствам, -- сказал министр. -- Кроме того, в 2009 году среди абитуриентов, поступавших в институты системы МВД, было выявлено 999 человек группы риска, то есть профессионально психологически непригодных». Г-н Нургалиев также отметил, что при приеме на службу и проведении служебных проверок шире стали применяться специальные психофизиологические исследования на полиграфе, а недавно был введен институт личного поручительства, в первую очередь при назначении на вышестоящие должности.
Отметил министр и «сохранение положительной динамики снижения и раскрытия преступлений».
Г-н Нургалиев сообщил, что в скором времени будет создано Главное управление МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) за счет перераспределения штатной численности территориальных органов ведомства на окружном уровне. Штаб-квартира управления будет базироваться в Пятигорске. В конце речи министр пообещал, что «граждане будут защищены и будут жить в свободной и безопасной стране».
Сам указ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел РФ» появился на сайте президента почти сразу после его выступления в МВД. На рядовых представителей МВД он произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, прописанные в нем изменения оказались не столь «ужасными», и оказалось их немного. С другой, открыл незавидные перспективы перед представителями центрального аппарата МВД, который, как следует из указа, надо сократить почти вдвое -- с нынешних почти 20 тыс. сотрудников до менее чем 10 тысяч.
Согласно указу, с 1 декабря этого года предельная численность работников центрального аппарата МВД должна составлять не более 9264 единиц (без обслуживающего персонала). Причем использование слова именно «работников», а не «сотрудников», не случайно. Дело в том, что до сих пор максимально разрешенная численность центрального аппарата МВД составляла всего чуть менее 3 тыс. человек, столько их формально и было. Однако реально в министерстве работает почти 20 тыс. человек. Еще во время прежней реформы МВД была создана система целого ряда структур (ОРБ, центры и т.д.), которые не входили в состав МВД, а существовали при нем. Соответственно сотрудники этих структур формально «сотрудниками» центрального аппарата не являлись, хотя в нем и работали, получая соответствующие зарплаты. Теперь же, следуя логике указа, денег на содержание центрального аппарата МВД будет выделяться из расчета именно на 9264 «работников», а не «сотрудников».
За счет кого и как МВД будет сокращаться, пока не понятно. В указе на этот счет ничего не сказано. Очевидно, теперь руководству МВД придется разработать новую ведомственную структуру, которая будет утверждаться дополнительными указами.
Пока же, как следует из указа, МВД придется реорганизовать лишь две службы. Все УВД, обслуживающие режимные объекты, будут переданы в подчинение региональных УВД-ГУВД. Соответственно подтвердились слухи о ликвидации «профильного» департамента -- по охране порядка на режимных объектах. Кроме того, будет изменена структура транспортной милиции -- вместо ныне действующих 20 УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте будут созданы всего восемь «транспортных» УВД по федеральным округам.
Что касается избавления МВД от «несвойственных» функций, как и когда это произойдет, пока также непонятно -- в указе сказано, что на этот счет, как и насчет нового закона о милиции лишь даны поручения правительству подготовить предложения в течение шести месяцев. Кстати, почти все эти планы власти пытаются воплотить в жизнь уже не первый год. Что касается закона, смысл его не очень ясен -- еще с начала 90-х годов действует закон «О милиции РФ», в котором отражены практически все аспекты ее работы. Можно лишь предположить, что руководство страны решило: написать новый закон проще, чем «переписать» действующий.
Уже под вечер пресс-служба президента сообщила, что он подписал еще ряд указов по МВД сугубо кадрового характера. Одним были отстранены от должностей заместители министра внутренних дел РФ Николай Овчинников (статс-секретарь МВД) и Аркадий Еделев, курировавший Северный Кавказ. Этим же указом глава государства назначил им на смену соответственно генерал-майора Сергея Булавина и Сергея Герасимова.
Г-н Овчинников занимал пост замминистра с 2006 года, до этого возглавлял главк по борьбе с оргпреступностью. Г-н Еделев в должности замглавы МВД -- с 2004 года, до этого работал в КГБ-ФСБ.
Биографическая справка, переданная вчера в связи с назначением новых замминистра внутренних дел, была очень скупой. Известно лишь, что до назначения Сергей Булавин возглавлял один из департаментов государственно-правового управления президента, а Сергей Герасимов являлся замначальника управления президента по обеспечению конституционных прав граждан.
Другим указом президент освободил от занимаемых должностей еще 16 милицейских чинов: начальника УВД Белгородской области генерал-майора Владимира Алешина; начальника Оперативно-поискового бюро МВД генерал-полковника Ивана Балбашова; начальника ГУВД Ростовской области генерал-лейтенанта Алексея Белозерова; начальника УВД Томской области генерал-майора Виктора Гречмана; начальника УВД Брянской области генерал-майора Михаила Климова; начальника Северного УВДТ генерал-майора Михаила Кулакова; главу МВД Тувы генерал-майора Виктора Лесняка; замначальника ГУВД -- начальника ГСУ Краснодарского края генерал-майора Бориса Мартынова; главу МВД Карачаево-Черкесии генерал-майора Николая Осяка; начальника УВД по Новгородской области полковника Анвера Рахматулина; начальника ГУ МВД по Сибирскому округу генерал-полковника Юрия Сковордина; главу МВД Бурятии генерал-майора Виктора Сюсюру; начальника Волго-Вятского УВДТ генерал-майора Виктора Фетисова; замначальника ГУВД по Саратовской области -- начальника МОБ генерал-майора Владимира Ходжейсу; замначальника московского ГУВД -- начальника штаба генерал-майора Виктора Черкашина; начальника департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД генерал-лейтенанта Владимира Шлемина.
Большинство этих отставок были предсказуемы. Так, генерал Гречман, очевидно, поплатился за скандал с избиением сотрудником томской милиции в медвытрезвителе журналиста Константина Попова, который позже скончался. Виктор Сюсюра был арестован по обвинению в контрабанде. Борис Мартынов отставлен за своего бывшего подчиненного майора Алексея Дымовского, который в своем послании президенту рассказал о «милицейском беспределе» и обвинил начальство в нарушениях и коррупции. Генералов Шлемина, Фетисова и Кулакова, очевидно, освободили по причине расформирования их подразделений.
Еще одним указом президент назначил замначальника департамента госзащиты имущества МВД полковника Александра Гришенко; начальником ДООП МВД генерал-лейтенанта Юрия Демидова; первым замначальника ДООП генерал-майора Андрея Лапина; замначальника ДЭБ генерал-майора Александра Назарова; начальником УВД по ЯНАО полковника Дмитрия Сергеева; замначальника ДепУР МВД -- начальником управления организации розыска полковника Александра Фролова.