|
|
N°118, 05 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Истребители, вертолеты, болиды
Коварный Сильверстоун вновь принимает «Гран-при»
Такого количества претензий, как знаменитая английская трасса в Сильверстоуне, не вызывает ни один другой автодром, принимающий этапы «Формулы-1». Чиновники ФИА критикуют ее за конфигурацию, изобилующую опасными быстрыми поворотами, гонщики -- за непредсказуемую английскую погоду, зрители -- за такие узкие подъездные дороги, что поездка на «Гран-при» превращается в сплошное мучение. Раз за разом, получая от хозяина «Ф-1» Берни Экклстоуна строгие предупреждения, Сильверстоун тем не менее по-прежнему остается в обойме «больших призов».
На месте, где ныне расположился всемирно известный гоночный автодром, который, кстати, является ареной первого «Гран-при» в официальной истории «Формулы-1», во время Второй мировой войны была тренировочная база летчиков Королевских авиационных сил. До сих пор сохранились две крест-накрест пересекающиеся взлетно-посадочные полосы, на которых летчики, пилотировавшие истребители «Спитфайер», отрабатывали тактику борьбы с немецкими «Фау» и «Мессершмитами». В настоящее время на них садится только «Харриер» с вертикальным взлетом, регулярно прилетающий порадовать публику во время «Гран-при».
Но вот, что интересно: Сильверстоун по-прежнему является крупнейшим воздушным портом. Более того, по количеству взлетов и посадок превосходит все крупнейшие мировые аэропорты, но лишь на протяжении одного дня в году. Дня гонки. Правда, речь идет всего лишь о вертолетах, но 4500 полетов в день и 9 с половиной секунд среднего интервала между взлетами -- это действительно непревзойденный рекорд. Причем в непосредственной близости от трассы действуют сразу пять терминалов с 15 посадочными площадками в каждом.
Трасса расположена в густонаселенном районе, вокруг несколько крупных городов вроде Милтон Кейнса, Нортхэмптона, Бакингема или Оксфорда. Отелей даже в маленьких деревушках пруд пруди. Да и от Лондона в конце концов только сотня с небольшим километров, причем по скоростной дороге, от которой до трассы, как говорится, рукой подать -- всего пятнадцать километров. Но вот тут-то и возникают затруднения. Эти последние несколько километров приходится не столько ехать, сколько стоять -- сплошные пробки! Не утешает даже то, что происходит все достаточно дисциплинированно. Вдоль дороги аккуратно расставлены полицейские столбики. Автомобилисты мирно ждут. Ждут целую вечность. Десятки тысяч машин еле-еле заползают на отведенные им парковки, и для того, чтобы наверняка успеть, скажем, к утренней прогревочной сессии, нужно выезжать чуть ли не накануне вечером.
В любой книге по истории «Ф-1» подробно рассказывается, как перед стартом самого первого «Гран-при» в 1950 году Фанхио, Фарину и других гонщиков приветствовали представители королевской семьи. Но нигде даже намеком не упоминается о том, что на церемонии награждения их уже не было -- местный констебль убедил членов королевского семейства покинуть Сильверстоун еще до того, как была сделана отмашка клетчатым флагом. Все потому, что предвиделись грандиозные заторы на дорогах, а вертолеты тогда еще не были достаточно надежными, чтобы доверить им жизнь столь важных гостей.
Предстоящий «Гран-при Великобритании» будет уже 53-м. Только Италия, где «Гран-при» проводились ежегодно, может похвастаться схожим достижением. Сильверстоун в этот уикенд примет 35-й «Гран-при». В списке трасс, где гонки проводились чаще всего, Сильверстоун делит третье место с бельгийской трассой Спа-Франкоршам, рекорд же принадлежит автодрому в Монце (51 гонка) и Монако (49 гонок). Британский этап чемпионата мира проводился также в Эйнтри, Донингтон-парке и Брэндс-Хэтч.
Среди претендентов на победу в этом году больше всего выделяется Дэвид Култхард, который дважды за последние три года выигрывал «Гран-при Великобритании», а в 2001 году уступил победу своему напарнику по команде Мике Хаккинену. В самом начале прошлогодней гонки Дэвид покинул трассу из-за инцидента, но до этого семь раз в восьми гонках он набирал очки. Что касается Михаэля Шумахера, то он четырежды стартовал вторым, выиграл гонку в 1998 году, в 2000 году был третьим и в прошлом «Гран-при», стартуя с поул-позиции, пришел к финишу вторым. Именно здесь Михаэль Шумахер попал в серьезную аварию в 1999 году, потеряв тем самым для себя и команды возможность завоевать чемпионский титул. Его напарник по «Феррари» Рубенс Баррикелло дважды был четвертым, в 2000 году завоевал поул, но смог преодолеть всего лишь две трети дистанции в гонке, а в прошлогоднем «Гран-при» третьим пересек финишную черту.
Очень важно, станет ли «Гран-при Великобритании» 2002 года образцовой гонкой или вновь в сторону ее организаторов полетят обвинения в неподготовленности и непрофессионализме. Ведь от этого зависит дальнейшая судьба этого исторического автодрома, без которого сейчас трудно представить современную «Формулу-1».
Александр ТРЕБИШ