|
|
N°26, 16 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Давайте позовем Кучму и Лукашенко"
Президент Казахстана и премьер-министр России обменялись лоббистскими проектами
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, завершивший вчера свой неожиданный двухдневный рабочий визит в Москву, не скрывает, что основной целью поездки было еще раз заручиться поддержкой российского руководства в стремлении провести осенью этого года в Астане саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Казахстан, возглавляющий в этом году организацию, что случается впервые для постсоветского государства, сделал проведение встречи лидеров 56 стран -- членов ОБСЕ основной целью своего председательствования. Если эта цель будет достигнута, саммит в Астане станет лучшим подарком для Нурсултана Назарбаева, готовящегося 6 июля отметить свое 70-летие. В свою очередь российский премьер Владимир Путин во время встречи с Нурсултаном Назарбаевым нашел повод пролоббировать идею вовлечения Украины при ее новой власти в лоно Единого экономического пространства (ЕЭП) -- самого амбициозного российского интеграционного проекта в СНГ.
Среди стран -- членов ОБСЕ лишь две пока не дали явного согласия участвовать в этом мероприятии -- США и Узбекистан. В Вашингтоне, не отвечая «да», не сказали еще и окончательное «нет» этой идее, что показал недавний визит в Вашингтон министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева. Ташкент был более категоричен. Глава МИД Узбекистана Владимир Норов отказался поддержать «юбилейное» предложение Астаны в ходе совещания министров иностранных дел стран -- членов ОБСЕ, состоявшегося в конце прошлого года в Афинах. Поэтому вполне возможно, что г-ну Назарбаеву в Москве надо было не только убедиться в российской поддержке исполнения своей заветной мечты, но и выяснить, готов ли российский правящий дуумвират предпринимать усилия по лоббированию казахстанского саммита в Ташкенте и Вашингтоне.
Насколько успешны были эти попытки г-на Назарбаева, если они вообще имели место, осталось неизвестно. Задающую вопросы прессу не позвали ни в Завидово, где в воскресенье вечером казахстанского президента принимал Дмитрий Медведев, ни в Ново-Огарево, где вчера беседовал с гостем премьер-министр Путин.
И все-таки пресса понадобилась -- в первую очередь президенту Казахстана. Чтобы еще раз всему миру объяснить, зачем нужен этот саммит. «Я думаю, что 11 лет не собиравшийся саммит, -- сказал Нурсултан Назарбаев в протокольной части встречи с Дмитрием Медведевым, -- должен состояться хотя бы для того, чтобы оценить современное состояние и безопасности, и экономики, и человеческого измерения».
Хозяин встречи поддержал гостя. «Я хотел бы пожелать Казахстану удачного председательства в ОБСЕ, -- сказал г-н Медведев. -- Это довольно серьезная работа, требующая больших трудозатрат. Мы всячески готовы помогать Казахстану, готовы совместные инициативы реализовывать, вместе решать самые сложные вопросы, их в общем остается немало».
По-другому выглядела беседа Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным, напоминавшая скорее вечер встречи ветеранов сражений за создание Единого экономического пространства. "Мы с вами здесь, в этом месте (Ново-Огарево. -- Ред.), договаривались о начале интеграционного процесса", -- вспомнил г-н Путин. "Я приехал, чтобы предложить создать между Россией и Казахстаном в 2004 году тесную интеграцию", -- добавил своих воспоминаний г-н Назарбаев. "А вы сказали, давайте позовем Кучму и Лукашенко и вчетвером поговорим. Здесь мы разговаривали о создании единого экономического пространства и даже подписали меморандум", -- добавил президент Казахстана.
Однако российский премьер вспомнил и то, что происходило тогда на Украине, и рассказал об этом гостю. «Тогда лидеры этой "цветной революции" воспользовались недовольством людей, ожиданиями перемен. Кстати говоря, эти все ожидания на самом деле не состоялись, ожидания людей были обмануты», -- пояснил он. И высказался в том духе, что неплохо бы вновь привлечь Украину в ЕЭП.
"Нельзя укреплять демократию, не уважая закон", -- подытожил г-н Путин. Осталось неясно, относилось ли это предостережение к Украине или Казахстану, но уж явно не к России.
Аркадий ДУБНОВ