Время новостей
     N°26, 16 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.02.2010
Промежуточный контроль
Москва установила максимальные накрутки для торговцев лекарствами
Московское правительство определило новый уровень максимальных торговых надбавок на лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), которые вступят в силу с 1 апреля 2010 года. По наблюдению экспертов, несмотря на введения нового принципа исчисления надбавок, при котором их размер зависит от зарегистрированной производителем в «Росздравнадзоре» стоимости упаковки, в среднем в столице накрутки оптовиков и розницы остались на прежнем уровне. Максимальная надбавка для оптового звена (дистрибьюторов) составит в Москве 20% от цены производителя, для розничного звена (аптек) -- 32%.

Но проконтролировать соблюдение этих норм чиновникам будет гораздо сложнее. Ведь вместо использовавшихся ранее четырех схем расчета торговых надбавок для каждого российского региона (для отечественных препаратов в рознице и в оптовом звене, а также для импортных препаратов в розничном и оптовом звене) будет целых шесть -- по три ценовые категории для опта и розницы. В первую категорию попадают препараты со стоимостью упаковки менее 50 руб., во вторую -- со стоимостью от 50 до 500 руб., и в третью категорию -- лекарства из перечня ЖНВЛС, стоящие более 500 руб. «В итоге в масштабах страны мы получаем систему, в которой одновременно существует 498 схем расчета надбавок. Контролировать это просто невозможно», -- заявил «Времени новостей» директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.

Напомним, что до прошлогоднего скачка цен на медикаменты, вызванного резким снижением курса рубля, и до громких заявлений российского руководства о необходимости контролировать ценообразование на фармацевтическом рынке контролем за надбавками фактически никто не занимался. Конечно, территориальные отделения «Росздравнадзора» регулярно проводили выборочные проверки, но систематического и полного контроля не было. Поэтому в апреле 2010 года работу по тотальному контролю предельных надбавок чиновникам предстоит начинать с нуля и не в самых выгодных условиях.

Во-первых, к 1 апреля вряд ли все производители успеют зарегистрировать отпускные цены на свои препараты. К концу прошлой недели документы на регистрацию были поданы примерно на половину всего ассортимента ЖНВЛС (это 500 наименований, которым соответствует более 5000 лекарственных форм, существующих на рынке). А на эту процедуру по закону отводится 35 дней. Во-вторых, далеко не во всех регионах есть достаточный административный потенциал, чтобы грамотно и обоснованно прописать собственные схемы исчисления торговых надбавок. «Только около 20 российских регионов располагают соответствующими управленческими компетенциями, -- считает г-н Крестинский. -- В остальных регионах неграмотные действия руководителей в данном направлении могут привести к срывам поставок медикаментов и уменьшению доступности лекарственных средств».

«Практически во всех субъектах Российской Федерации сейчас идет утверждение размеров надбавок, и везде с большими проблемами», -- рассказал «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, региональные власти просто не могут уложиться в тот процент, который был спущен им из федерального центра. «Надбавки, рекомендованные Федеральной службой по тарифам, часто не учитывают все логистические расходы», -- говорит эксперт.

По подсчетам Института развития общественного здравоохранения, сейчас в России в среднем по рынку торговая надбавка составляет 30% от отпускной цены производителя в розничном звене и примерно 17% в оптовом. Москва в эти усредненные параметры укладывается. На препараты стоимостью до 50 руб. за упаковку максимальная оптовая наценка в столице составит 20%, а розничная -- 32%; для препаратов стоимостью от 50 руб. до 500 руб. оптовая надбавка будет 15%, розничная -- 28%; для тех, что дороже 500 руб., оптовая надбавка не превысит 10%, а розничная -- 15%. Для препаратов, не попавших в список ЖНВЛС, и после 1 апреля остаются в силе прежние надбавки, установленные еще в 2008 году.

Новая дифференциация наценок призвана увеличить заинтересованность дистрибьюторов и особенно аптечных сетей в продаже недорогих лекарств, уверены наблюдатели. В то же время такая схема не позволит продавцам наживаться на продаже и без того дорогих препаратов. Сделать эту по сути неплохую идею работающей может только сам рынок, уверен Юрий Крестинский. Но для этого регулировать надо не надбавки, а сами конечные отпускные цены. Именно их, по мнению эксперта, и надо регистрировать. А уж сколько из конечной суммы пойдет оптовику, а сколько аптеке, должны решать сами звенья вместе с производителем. «В случае регистрации конечных цен регулировать их будет намного проще. Сам рынок сменит ориентацию: вместо дистрибьюторского звена на первое место выйдет пара производитель--потребитель. Это не всем может понравиться. Но другого вектора цивилизованного развития просто не существует», -- сообщил Юрий Крестинский «Времени новостей».

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств