Совещание по вопросам развития энергетики, которое провел в пятницу в Омске Дмитрий Медведев, принесло довольно неожиданный результат: едва ли не главной проблемой нефтяной отрасли оказались российские мини-НПЗ, в просторечии именуемые «самоварами». Собственно, крупные нефтяные компании давно пытаются бороться с этими «участниками рынка», но с переменным успехом. Что понятно: у любого, легального или нелегального, «самовара» есть свой владелец, который может оказаться кем угодно -- и бандитом, и местным чиновником, и, не исключено, менеджером респектабельной нефтяной компании. Как бы то ни было, в Омске нефтяникам удалось вознести проблему на такой уровень, что они, возможно, и сами не ожидали. Президент Медведев назвал работу нелегальных мини-НПЗ «преступлением» и выдал жесткие поручения правительству наладить соответствующий контроль.
Г-н Медведев, который днем ранее провел в Томске комиссию по модернизации экономики, и с представителями ТЭК говорил о необходимости обновляться. По его словам, приоритетом для отечественных нефтяных компаний должно стать наращивание темпов по «модернизации существующих и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий», а также налаженное «производство высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, которые соответствуют мировым стандартам».
Бури ничто не предвещало. Главным докладчиком значился глава «Газпром нефти» Александр Дюков, с которым президент успел посетить перед совещанием принадлежащий компании Омский НПЗ. Пока г-н Дюков, путаясь в слайдах своей презентации, рассказывал о достижениях и задачах нефтепереработки, многие участники совещания скучали, а некоторые изучали выданную справку об Омском НПЗ и с удивлением обнаруживали, что из истории завода полностью вымаран факт его нахождения в течение ряда лет в составе нефтяной компании «Сибнефть».
Президент оживился на словах г-на Дюкова о том, что ФАС считает механизм ценообразования на нефтепродукты непрозрачным. Уточнив у главы «Газпром нефти», считают ли так сами нефтяники (разумеется, нет), Дмитрий Медведев пообещал дать слово председателю ФАС Игорю Артемьеву. Но вскоре он снова прервал мирное течение доклада нефтяника.
Александр Дюков сообщил, что в стране действуют 196 мини-НПЗ, хотя официально зарегистрированы из них лишь 80 -- деятельность оставшихся 116 незаконна. «В результате деятельности мини-НПЗ стоимость не создается, а, наоборот, «убивается». При этом собственники мини-НПЗ получают хороший доход, и все это происходит за счет бюджета», -- пояснил он.
«Я слышал о том, что они работают по-разному и гонят зачастую на экспорт то, что, в общем, пока и гнать-то не стоило бы, на этом деньги зарабатывают», -- отреагировал Дмитрий Медведев. При вмешательстве вице-премьера Игоря Сечина, курирующего в правительстве ТЭК, выяснилось, что в основном заводы были построены за последние пять лет. И, по словам г-на Дюкова, 116 заводов «официально не сданы в эксплуатацию, не приняты госприемкой и соответственно не сертифицированы, не лицензированы и не зарегистрированы», но при этом отгружают продукцию на экспорт.
«Это, конечно, преступление», -- отреагировал Дмитрий Медведев. Более того, у президента страны есть опасения относительно того, куда идут деньги от продажи незаконными мини-НПЗ своей продукции. «Если из 196 большая часть гонит контрабандный продукт, то надо дать поручение правоохранительным органам, чтобы тряхнули! -- сказал г-н Медведев. -- Большие компании законы соблюдают, хотя коррупции у вас тоже много внутри. Приходят какие-то люди, создают свой «самовар»... Мы не знаем, куда эти деньги идут, может, на поддержку терроризма!».
Под конец совещания президент поручил лично вице-премьеру Игорю Сечину заняться проблемой. «Я хотел бы, чтобы мне представили доклад, в чьей собственности находятся эти мини-НПЗ. Если эти мини-НПЗ зарегистрированы и пущены в эксплуатацию, то пусть работают. Но если из 196 штук, созданных за последние пять лет, значительная часть гонит контрабандный продукт, то нам нужно разобрать, что это такое. Давайте дадим поручение правоохранительным органам, пусть их перетряхнут», -- сказал президент в заключительном слове.
Первые мини-НПЗ появились еще в 1990-е годы. При этом, если учесть, что такой «самовар» все же не иголка в стоге сена, что-то заставляло правоохранительные органы допускать размножение нелегальных заводов.
По словам аналитика агентства «Кортес» Михаила Турукалова, в 2008 году, когда насчитывалось 42 «официальных» мини-НПЗ, они переработали 6,8 млн тонн. Количество «самоваров» и их долю на рынке подсчитать, разумеется, невозможно. Однако эксперт полагает, что вряд ли им удается переработать и половину «официальных» объемов. «Результаты у нелегальных мини-НПЗ гораздо более скромные. Скрывать их деятельность не так просто, поэтому объемы у них получаются небольшие», -- считает г-н Турукалов. По словам участников рынка, чаще всего незаконные мини-НПЗ расположены рядом с врезками в трубопроводы. (В год по стране фиксируется несколько сотен случаев «врезок» в трубопроводы, при этом считается, что правоохранительным органам удается пресечь в лучшем случае половину хищений; за первую половину 2009 года в МВД зарегистрировали более 250 случаев незаконных врезок.) Однако некоторые покупают нефть у независимых компаний. При этом не исключены случаи хищений и крупных игроков рынка. «Нефтяное хозяйство ведь очень большое, за всем не уследишь. Поэтому случаи, когда руководство какой-нибудь «дочки» продает нефть на сторону, случаются», -- рассказали «Времени новостей» в одной из компаний.
Мини-НПЗ чаще всего располагаются в регионах, где нет крупных заводов, входящих в вертикально-интегрированные нефтяные компании: Западная Сибирь, Северный Кавказ. По словам Михаила Турукалова, довольно много официальных мини-НПЗ расположено на юге, рядом с экспортными магистралями. «Эти заводы сумели наладить экспорт, они выигрывают на разнице в пошлинах между нефтью и нефтепродуктами», -- считает эксперт. Но даже на лицензированных мини-НПЗ качество продукции оставляет желать лучшего: производимый там бензин не дотягивает до даже самого низшего 80-го октанового числа. Однако на АЗС он реализуется под видом 92-го. Другой путь, по словам одного из участников рынка, -- это закачка уже переработанной нефти обратно в систему «Транснефти» под видом чистой и продажа на экспорт.
Стать собственником мини-НПЗ в Интернете предлагает с десяток сайтов. Цена «под ключ» -- от двух миллионов рублей. При этом считается, что окупить такой бизнес можно за год. Различные структуры предлагают установить мини-НПЗ, который вполне уместился бы в парадном холле «Роснефти», в любом месте по желанию заказчика за неделю.
Как рассказали «Времени новостей» в одной из нефтяных компаний, претензий к нелицензированным мини-НПЗ у самих нефтяников множество. Больше всего компании, естественно, не устраивают масштабные хищения их нефти из системы «Транснефти». Страдает и репутация, ведь автовладельцы предъявляют претензии именно к нефтяникам. В 2008 году руководители ЛУКОЙЛа и «Роснефти» Вагит Алекперов и Сергей Богданчиков написали письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложили ввести обязательное лицензирование предприятий нефтепереработки. Эта мера принята не была, однако нефтяники все равно были услышаны. В конце прошлого года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о присоединении НПЗ к магистральным нефтепроводам. Теперь для подключения к системе необходимо предоставить «Транснефти» данные о производимом сырье. Также в России введены новые техрегламенты, требования которых нефтепродукты с мини-НПЗ удовлетворить не в состоянии. Кроме того, в ближайшие годы экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты по предложению Минэнерго будут выровнены, поэтому мини-НПЗ фактически потеряют возможность зарабатывать на экспорте.
По мнению экспертов, все эти меры постепенно заставят уйти с рынка незаконные заводы. «Будущее мини-НПЗ теперь представляется весьма туманным. Работать им станет все сложнее. Кроме того, руководство страны проявило политическую волю в этом вопросе, что осложнит жизнь всем не соблюдающим закон заводам», -- говорит аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. При этом существенные изменения на рынке нефтепродуктов вряд ли произойдут. «Все-таки доля мини-НПЗ крайне мала. ВИНК занимают на рынке твердые позиции, и легко закроют образовавшийся спрос, так что повышения цен можно не опасаться», -- полагает г-н Турукалов. Возможно, тогда обнаружится, что у российской нефтянки есть более существенные проблемы, нежели «самовары».