Завтра в Грузию с двухдневным визитом прибывает действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. В Тбилиси возлагают надежды на председательство в ОБСЕ Казахстана, полагая, что эта страна лучше других понимает проблемы постсоветского пространства.
После
признания независимости Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года Россия не поддержала продление работы миссий ОБСЕ и ООН в Грузии, настаивая, что в новых кавказских государствах следует открыть отдельные миссии этих организаций. Но в Тбилиси это предложение расценили как покушение на свою территориальную целостность. В настоящее время в Грузии уже нет наблюдателей ООН и ОБСЕ, которые находились еще с начала 1990-х годов соответственно в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Немногим более 200 наблюдателей Евросоюза с октября 2008 года проводят мониторинг ситуации в грузинских районах вблизи Абхазии и Южной Осетии, не имея доступа в новые республики.
Евросоюз, ОБСЕ и ООН являются сопредседателями международных дискуссий по безопасности на Кавказе, которые регулярно проходят в Женеве после событий 2008 года. В них участвуют делегации Тбилиси, Сухуми, Цхинвали, Москвы и Вашингтона. Однако на девятом раунде в январе текущего года так и не удалось добиться подписания договоров Грузии с Абхазией и Южной Осетией о неприменении силы. После этого постпред президента Южной Осетии Борис Чочиев назвал женевские встречи «бесплодными» и «заходящими в тупик». Он не исключил, что Цхинвали может из них выйти, так как на переговорах «не учитывают существующие реалии». Советник президента Абхазии по международным вопросам Вячеслав Чирикба отметил, что если не удастся договориться с Тбилиси по неприменению силы, «женевский процесс» завершится: «Нам не нужны переговоры ради переговоров, для того, чтобы кто-то поставил галочку о том, что процесс идет. Мы не готовы заниматься имитацией политического процесса». Следующий раунд в Женеве намечен на 30 марта, эта встреча может стать определяющей с точки зрения перспектив продолжения дискуссий.
Грузия интересуется любыми контактами на международном уровне, которые способны повлиять на процессы урегулирования в Абхазии и Южной Осетии. «Для нас председательство Казахстана в ОБСЕ важно потому, что эта страна СНГ прекрасно знает специфику постсоветских конфликтов», -- заявил «Времени новостей» председатель парламентской комиссии по урегулированию территориальной целостности Грузии Шота Малашхия. По мнению нашего собеседника, действия России в Грузии «могут заставить Казахстан задуматься: а что если Москва и по отношению к нему поведет себя аналогично, например, попытается разыграть карту русскоязычного населения». Вместе с тем г-н Малашхия признал, что шансы на восстановление работы миссии ОБСЕ в Грузии незначительны.
Бывший постпред страны при ООН, а ныне лидер оппозиционного «Альянса для Грузии» Ираклий Аласания, на днях пообщавшийся в Мюнхене на конференции по безопасности в Европе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, полагает, что в переговорах с Россией должны активно участвовать международные организации. «Чем больше будет напряжение в отношениях между Россией и Грузией, тем дальше будет откладываться интеграция Грузии в Европу, -- заявил оппозиционер телекомпании «Кавкасия». -- Никто в Европе не хочет переносить противостояние Москвы и Тбилиси на свою территорию».